1970-е годы в СССР прозвали эпохой «застоя». Быстро набравшая обороты хрущёвская оттепель с её громким реформаторским движением, масштабными политическими и социальными событиями постепенно сбавляла темп. Смелые реформы не привели к ожидаемому результату, подстёгивая общественное недовольство.
Ряд необдуманных решений советского руководства и потеря интереса Брежнева к реформам привели к замедлению экономического роста. Курс на модернизацию сменился нацеленностью на сохранение стабильности. Время правления Леонида Ильича ассоциируется с «упущенными возможностями», новым витком пропаганды и цензуры, уменьшением свободы слова.
Всё это привело к неприятию и высмеиванию обществом декларируемых партией ценностей. Люди, особенно молодёжь, тяготели ко всему западному, волшебное слово «импорт» звучало гордо. Всё зарубежное считалось олицетворением стиля и качества независимо от реального положения дел. Зарубежные товары, приобретённые у перекупщиков, обозначались словом «фирмА» и противопоставлялись отечественному фабричному однообразию.
Женщинам — мужское, мужчинам — женское?
Женщинам полюбились более свободные и непосредственные образы «с мужского плеча». Примером этого может служить переход в женский гардероб традиционного мужского костюма и свободных рубашек. Мужские образы, напротив, приобрели феминные детали: молодые люди всё чаще стали носить длинные волосы, платформы, обтягивающие водолазки и приталенные батники.
Джинсы: с фермы на подиум
Стремительно набирали популярность джинсы. Традиционная одежда американских фермеров постепенно проникала не только в массы, но и на ведущие мировые подиумы. В СССР джинсы были дефицитным товаром, поэтому даже протёршуюся вещь не спешили выбрасывать: старые джинсы могли обрести новую жизнь в виде бриджей, шортов и даже мини-юбки.
Куски джинсовой ткани пускались в ход при создании сумок и украшении других предметов одежды. Фирменная вещь вызывала всеобщее благоговение, а человек, которому удалось ею обзавестись, считался настоящим счастливчиком.
За хорошие джинсы люди нередко отдавали месячную зарплату. Фирменные джинсовые вещи могли достать те немногие, кому был разрешён выезд за границу. Иногда такие модели можно было найти у перекупов или в специализированных магазинах, продающих вещи по талонам.
Нашивки с названием бренда берегли — старались не застирывать до потёртостей, а иногда даже срезали и перешивали на более дешёвые или сшитые самостоятельно джинсы. В свободной продаже встречались джинсы из Индии, Польши, Венгрии.
Водолазка — это звучит модно
Ещё одним символом эпохи стала водолазка. Её можно было сочетать с вязаным джемпером, кардиганом или строгим пиджаком, в связи с чем появился тренд на многослойность в одежде.
Часто водолазка носилась как самостоятельный элемент гардероба. Популяризации трикотажного джемпера с высокой горловиной способствовали образы знаменитой ливерпульской четвёрки — The Beatles. Отсюда за водолазкой закрепилось ещё одно название — «битловка».
Ещё одно название этому элементу одежды дали в Ленинграде. На полках магазинов можно было встретить водолазки с нашивкой «100% ban-lon», что являлось совмещённым названием материала (нейлон) и фамилии основателя фирмы-производителя (Джосефа Банкрофта). Поэтому петербуржцы часто называли водолазки «бадлонами».
Всем высокие сапоги!
Ещё одним столпом моды 70-х годов стали высокие сапоги с мягкими голенищами (в народе «сапоги-чулки»). На Западе такую обувь носили ещё с 1960-х годов на волне популярности мини-юбок и танцев «go-go». До СССР тренд дошёл лишь спустя 10 лет. В Республики Советского Союза завозились сапоги одной типичной модели только двух цветов: чёрного и коричневого. Отсюда вытекал парадокс: обладательница таких сапог считалась стильной, но ничем не отличалась от прочих модниц («Хорошие сапоги, надо брать!»). С середины 70-х годов модель красовалась на ножках половины девушек страны.
В стиле диско
Особое влияние на моду оказали культуры хиппи и диско. Им можно сказать «спасибо» за яркие узоры, вязаные вещи, платья и сарафаны длины макси и расклешённые брюки. Отсюда же пошло и увлечение советских модниц налобными повязками, банданами, бусами, браслетами и другими аксессуарами в этническом стиле.
Женская мода
В первой половине 70-х годов прослеживалась тенденция предыдущего десятилетия: девушки старались подчеркнуть фигуру. Пользовались популярностью приталенные платья и мини-юбки, открывающие ноги.
Особый писк моды — джинс, из которого шили юбки, шорты и другие предметы гардероба. Со временем уклон сместился в сторону практичности с элементами мужского стиля: модными стали платья-рубашки, жилеты и костюмы. Эпоха длины «мини» сменилась эпохой длины «макси». Всё большее количество дам предпочитало носить короткие стрижки.
Мужская мода
Мужчины всё так же одевались ярко. Дерзкие образы предыдущего десятилетия дополнились экстравагантными длинными шевелюрами и усами. Со временем штаны-дудочки сменились брюками-клёш, а на смену разноцветным рубашкам пришли водолазки. Стоит отметить, что рубашки всё же оставались в ходу. Под влиянием культуры хиппи на них всё чаще стали появляться разнообразные принты в виде пейзажей, цветов или бабочек.
Унисекс
В моде прочно закрепилось понятие «унисекс». Границы между элементами гардероба разных полов становились всё более размытыми. Фасон и крой мужских и женских вещей могли быть почти одинаковыми, а главное отличие заключалось в размерах. Среди обоих полов были популярны:
- приталенные рубашки (батники);
- кардиганы;
- трикотажные водолазки;
- джинсы-клёш;
- вязаные жилеты и кардиганы.
Мода 70-х годов характеризуется смешением стилей и многослойностью образов. Хрущёвская «оттепель» подарила свободу для воображения и экспериментов, продемонстрировав советскому обществу многообразие мировых модных веяний. Смелые и не всегда уместные сочетания в одежде нарекли 70-е десятилетием «дурного вкуса». Несмотря на это многие стильные приёмы того времени прижились и до сих пор пользуются популярностью.
Читайте другие статьи по теме: