Серийные убийцы и маньяки уже давно прочно закрепились в кино. Режиссёры увлечённо исследуют их психологию и мотивы преступлений, а зрители, благодаря мастерству шоураннеров и съемочной группы, с замиранием сердца наблюдают за тем, как раз за разом из-за них проливается кровь невинных жертв. В этой подборке вы найдёте 10 картин, которые однозначно претендуют на роль лучших фильмов жанра.
Безумие (1972)
Торговец на рынке Ковент-Гарден Боб Раск подставляет своего друга Ричарда Блейни, который садится в тюрьму за серию удушений. Все это сделано энергично и талантливо, и в фильме тоже имеется парочка классических хичкоковских приёмов, особенно съемка в движении, благодаря которой мы становимся свидетелями лишь части убийства, а затем смешиваемся с толпой покупателей, безмятежных и не подозревающих об ужасе, происходящем в футе от них.
Американский психопат (2000)
Фильм с элементами едкой сатиры, фарса и черной комедии, где Кристиан Бейл играет Патрика Бэйтмана, бездушного финансиста с Уолл-Стрит, склонного к приступам неуемной мании и убийствам, также одержимого одеждой, ресторанами, визитными карточками, Хьюи Льюисом и новостями. «Американский психопат», блестящий фильм сам по себе, также является ироничным портретом тщеславия и излишеств эгоистичного городского образа жизни. «Это разве плащ?»
Монстр (2004)
Шарлиз Терон получила абсолютно заслуженный «Оскар» за лучшую женскую роль за глубокое и отчаянное погружение в реальную историю Эйлин Уорнос, женщины, чьи полные безысходности попытки уличной проституции приводят к более зловещим и необратимым последствиям. Элегантная и роскошная Терон перевоплотилась в Уорнос — покрытую шрамами, растрепанную и эмоционально искалеченную женщину, а Кристина Риччи в роли ее наивной приятельницы так же убедительна...и трагична. Сложный, трогательный и мрачный, этот фильм заставит вас еще некоторое время просидеть в тишине, когда начнутся титры.
Молчание ягнят (1991)
Ну же, Кларисса, ты же знала, что это произойдет. Тот факт, что Энтони Хопкинс получил «Оскар» всего за 16 минут экранного времени в роли любителя Кьянти и человеческой плоти доктора Ганнибала Лектера, более чем достаточное доказательство того, что если вы — по какой-то милости Люцифера — еще не видели «Молчание ягнят», вам стоит исправить это прямо сейчас. «По мере возможности стоит поедать грубиянов». Лишь один из многих мудрых советов Лектера Хопкинса.
Риллингтон Плейс, дом 10 (1971)
В основе этого фильма — ужасно печальная история убийств, совершенных «газовым маньяком» Джоном Кристи в 1950-х. Ричард Аттенборо играет серийного убийцу с тихим голосом Джона Кристи, который травил женщин газом, а потом насиловал их и убивал. А юный Джон Херт играет козла отпущения, британца Тимоти Эванса, на которого Кристи удалось повесить убийство его жены и ребенка. Это не прямолинейный хоррор, а жути здесь добавляет тот факт, что он был снят буквально через две двери от реального дома в Ноттинг-Хилле, где произошли убийства.
Психо (1960)
«Психо» Хичкока, вдохновленный историей Эда Гейна, убийцы с особой склонностью к дизайну интерьеров с использованием частей человеческого тела, — классика жанра и один из самых влиятельных фильмов всех времен, пугающий своим саспенсом и удушающим напряжением. Хичкок, как известно, скупил все экземпляры романа Роберта Блоха до выхода своего фильма, чтобы сохранить тайну и ужас Нормана Бейтса, его матери и смертоносного мотеля.
Пустоши (1973)
Кинокартина, основанная на реальной истории Чарльза Старкуэзера и Кэрил Энн Фугейт, влюбленных подростков, чьи преступления на равнинах Небраски попали в заголовки газет по всей Америке, — лучшая работа Теренса Малика (прошу прощения у «Древа жизни»). Один из немногих замечательных фильмов о молодой паре, подавшейся в бега на проселочной дороге свободной Америки, «Пустоши» — это «Бонни и Клайд», только более стильный, лучше написанный и с более грубой психопатией.
Жилец (1927)
Пока над городом сгущается туман, на лондонцев наводит страх серийный маньяк «Мститель». Все его жертвы молодые блондинки — верный своему идеалу Хичкок продолжит весело резать и запугивать их до конца своей режиссерской карьеры — и когда красивый, но жуткий молодой человек появляется в гостевом доме, опасения только нарастают. Доказательства накапливаются, но всё происходящее далеко не то, чем кажется. Пропитанная ужасом и влиянием немецкого экспрессионизма, кинолента представляет собой жуткое готическое предисловие к двум темам, которые переплетаются со всем остальным творчеством Хичкока: секс и смерть.
Генри: портрет убийцы-маньяка (1986)
Фильм, признанный американским советом по цензуре настолько жестоким, что он получил рейтинг «X» (означающий, что кинотеатры не захотят его даже близко видеть), «Генри: портрет убийцы-маньяка» в итоге вышел в 1990-м году и с тех пор приобрел культовый статус. Фильм создал глубокий портрет Генри Ли Лукаса, убийцы, у которого были проблемы с матерью и который позже признался в более чем 100 убийствах, которые он совершал на пару со своим сообщником Оттисом Тулом . Скорее не психологический или умный триллер, а орудие откровенных травм — именно нигилизм и бессмысленность убийств, совершенных Генри, делают фильм таким тревожным. Идея, что вас могут убить только потому, что кому-то так хочется, витает в воздухе.
М (1931)
Последняя кинокартина в списке идеально подойдет для фанатов жанра: «М» считается самым первым фильмом о серийных убийцах и классикой жанра; он рассказывает историю безумной погони за детоубийцей на улицах Берлина. Учитывая год его релиза, «М» до сих пор держится удивительно хорошо, даже если смотреть его современным взглядом. На самом деле, многие теперешние режиссеры могли бы что-то почерпнуть из его простого, но напряженного нарастания и развертывания атмосферы.