Найти тему
2,9K подписчиков

D'Cuckoo "Umoja" Dolby-CD 3D: Единство стерео и многоканала

Фирма, уместившая объёмный звук в стандартном компакт-диске

"Umoja - Единство" – суахили нам в помощь

Обзор данного диска в первую очередь заинтересует владельцев гибридных компакт-дисков CD, в код которых записан объёмный звук от фирмы «Долби».

То есть явлена та самая попытка к обыкновенному велосипеду приделать газотурбинный двигатель, чтобы вывести ездуна в космическое пространство.

Как утверждается, Dolby Digital в 90-е уже обладала порохом и достаточными для этого технологиями.

D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - credits указывают на окружающий звук
D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - credits указывают на окружающий звук

Когда какой-либо записывающий лейбл изъявлял желание расширить стерео на новоиспечённом альбоме, менеджеры звонили на вышеуказанную фирму и оттуда приезжал инженер. Его силами конечный микс снабжался требуемой спецификацией, заставляющей (по его мнению) обычный стерео-диск звучать объёмно.

Из известных мне примеров такого чудного многоканала я бы привёл серебряную серию альбомов японского гуру Исао Томиты, а также имеющийся у меня фрагмент «Таркуса» на одном из CD известного трио ELP середины 90-х.

D'Cückoo - счастливые барабанщицы
D'Cückoo - счастливые барабанщицы

Где-то год назад я ради любопытства приобрёл ещё один образец долби-творчества. Это альбом группы со странным названием «Дэ-Куку». Вот полные атрибуты, встречайте. Название может нести умляут – две точки над = ü, а может, и нет… всё одно.

D'Cückoo "Umoja" CD (1994)

D'Cückoo "Umoja" CD (1994)
D'Cückoo "Umoja" CD (1994)
1. Umoja 4:30
2. Edge Of Chaos 4:12
3. Ruby Tuesday 4:07
4. Galiciad 4:29
5. King Of The Jungle 3:43
6. Love Like A Waterfall 4:36
7. Yemana 4:09
8. One Of Four Fates 3:58
9. This Story Still Unfolding 3:30
10. The Thought Of You 3:47
11. Umoja (Dance Mix) 4:30

ВИА: Candice Pacheco, Jennifer Hruska, Patti Clemens, Tina Blaine

Производство:

Mixed in 3D for Stereo & Surround Sound.

D'CÜCKOO - An all-women multimedia, techno-arts ensemble that blends musical styles from around the globe, defining the groove of the future. D'CÜCKOO has opened for The Grateful Dead and recorded with Brian Eno and Mickey Hart.

RGB Records (RGB 501-2) © 1994

D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - booklet - the band
D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - booklet - the band

Сперва давайте познакомимся с коллективом, а потом приступим к разбору диковинного формата.

Жанр: Electronic, Folk, World, & Country

D'Cuckoo - женский мультимедийный ансамбль электронной перкуссионной музыки, созданный в середине 1980-х годов Тиной Блейн, этномузыковедом и экспертом по африканским барабанам, и Кэндис Пачеко, электронным музыкантом и исполнительницей акустической маримбы. В неё также вошли Тина Фелпс, Дженнифер Груска, Терри Одаби и соучредительница комедийной труппы The Second City Патти Клеменс.
Со временем численность группы варьировалась от 3 до 10 человек, включая барабанщицу Джанель Бурделл (Planet Drum, Tupac). Эксперт по виртуальной реальности Линда Джейкобсон, их менеджер по производству, описала их как "неоклассический, постиндустриальный техно-племенной мировой фанк". ансамбль".
Заметное выступление состоялось на конференции Bridge по психоделикам в Стэнфордском университете в 1991 году. Среди психоделических светил, присутствовавших на выступлении D'Cuckoo, был (сам) Тимоти Лири.

Кое-что может раскрыть исполнительский арсенал группы.

Группа играла на множестве электронных маримб и барабанов, разработанных группой вместе с помощью инженеров из Силиконовой долины, которые использовали высокотехнологичные цифровые эффекты GFX и многое другое. Это были не совсем маримбы и барабаны: ударяя по инструменту, можно получить музыкальный сэмпл, который может быть сэмплом из песни. В 1992 году группа сотрудничала с технологом Линдой Джейкобсон, которая помогала им в разработке больших интерактивных мультимедийных представлений. Кроме того, в 1993 году она была частью ансамбля в качестве голоса для компьютерной куклы – вокалоида.

Кажется, становится понятно, почему девушкам захотелось окружающего звука в неподходящие к нему времена.

Среди изобретений группы - MidiBall, устройство для интерактивного музыкального участия. MidiBall - это надувной мяч с датчиками, так что, когда он подпрыгивает по зрительному залу и к нему прикасаются зрители, он издает звуки и изображения, а кроме того, посылает сигналы на сцену и изменяет звучание музыки.
Другим интерактивным инструментом, который они использовали, была "Bliss Paint", изобретённая Грегом Джалбертом, которая по сути представляла собой программу-заставку, модифицированную для управления аудиторией при изменении визуальных образов представления.

А сейчас давайте оценим магию 3D звука 90-х, которая, кажется, производилась вот этой программой: Spatializer

Recorded using SPATIALIZER© 2 speaker 3D technology
Recorded using SPATIALIZER© 2 speaker 3D technology

Recorded using SPATIALIZER© 2 speaker 3D technology

Что же, вопреки привычке, прослушаю диск в стерео-режиме, каким он и задумывался по этой технологии.

1. Баланс. По очевидной причине отсутствия задних каналов, нет, следовательно, и баланса. Обсуждать тут нечего.

2. Статика. Группа мне досталась для исследования уж шибко ритмичная, барабанистая и постукивающая чем ни попадя. Перкуссии прописаны по-разному: громкие и тяжёлые ближе к слушателю, к виртуальному центру, а легковесные не столь концентрированно, поодаль – и вширь, и в вглубь.

3. Динамика. Основной характеристикой окружающего звучания тут, по задумке, похоже, должны стать «плавающие» влево-вправо инструменты, отличные от ведущего ритм барабана. То есть практически всё остальное: клавишные, вокалы, бас, гитары и та звуковая субстанция, в которой они все варятся.

D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - back side
D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - back side

Выводы.

И таки-да, этими финтами определённо получилось установить ощущение объёмного звучания с небольшим захватом территории на флангах.

Можно также сказать, что это превосходное по локализации стерео-сведение. В нём якорем в центре сидит неподвижная ритм-секция и ведущий вокал, которые окружены подвижными инструментами, звучащими на удалении от центра – во флангах, в глубине и, даже, сверху. Их подвижность заметна и ограничена, между тем, фронтальной плоскостью.

Для начала 90-х того, времён пластмассовых бумбоксов, такой суррогатный 3D сошёл бы: на безрыбье и рак щука. Поэтому оценить это 2.0 я могу только в 2 балла: это такое неординарное, очень качественное и жирное стерео звучание.

D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - booklet lyrics
D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - booklet lyrics

Не стройте иллюзий. Окружайте себя квадратом из колонок и подключайте ап-миксер.

Не обманывайтесь... для окружающего звука надо окружить себя колонками
Не обманывайтесь... для окружающего звука надо окружить себя колонками

1. Баланс. Нет.

2. Статика. Да. Все подвижные в 2.0 элементы звукозаписи, мягко перетекли в тылы, образовали полу-бублик и обрели там жизнь вечную.

3. Динамика. Да. Плавное плавание звука в 2.0 никуда не пропало, а только усилилось и обрела законченную форму: по флангам и окружностям.

Вывод.

Ещё один показательный пример преображения фронтального звука в окружающий и очень недурной, дискретный и динамичный. Не побоюсь утверждать, что данный формат Dolby-CD 3D (на данном примере) гораздо пригоднее для ап-микса, нежели стандартный 2.0 микс. Средний балл: 7.

D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - disc
D'Cückoo "Umoja" CD (1994) - disc

Резюме.

Фантастические барабанщицы затейницы из 90-х провели мастер-класс владения ударными инструментами и… пения тоже. Любителями звука того десятилетия рекомендуемо, тем более что тут есть роллинговский хит «Ruby Tuesday», а также заметен вклад боевого ударника Микки Харта (Mickey Hart – The Greatful Dead), также члена нашего пятиканального клуба.

Σ = 2 (SPATIALIZER)

Σ = 7 (ресивер: Denon AVR-X4700H, ап-миксер (up-mixer): Movie: Multi-Chanel Stereo)

Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

Mickey Hart "The Best of Mickey Hart: Over the Edge and Back" MLP 5.1: Ударный этно-фьюжн

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 10 серия: Billy Currie with guest Steve Howe "Transportation" (1988)

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 15 серия: Bluchel & Von Deylen "Mare Stellaris" (2004)

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 27 серия: Paul Young "No Parlez" (1983)

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 14 серия: Laid Back "…Keep Smiling" (1983)

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 22 серия: Eurythmics "1984 (For The Love Of Big Brother)" (1984)

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 62 серия: Morten Harket "Letter From Egypt" (2008)

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 49 серия: Secret Service "Top Secret* (*Greatest Hits)" (2000)

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

Домашний театр - правильное место для правильного звука
Домашний театр - правильное место для правильного звука