Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил увеличить выплаты своим заместителям и председателям думских комитетов. Осознают ли депутаты неуместность инициативы и отыграют вопрос назад? Или всё же как ни в чём не бывало пополнят свои карманы?
Идея повысить зарплаты прозвучала на Совете Думы в середине ноября. Озвучил её сам спикер Вячеслав Володин. Согласно утечкам из парламента, он предложил поощрить вице-спикеров, председателей комитетов и «возможно, кого-то ещё». Отметим, что в Совете Думы как раз участвуют председатели комитетов и вице-спикеры.
Вызвавшую резонанс новость они комментируют весьма неохотно, ссылаясь на то, что решение-де ещё не принято и идёт дискуссия. В официальном протоколе Совета Думы кратко упоминается рассмотренный вопрос с тактичной формулировкой – «о выделении средств в целях материального обеспечения деятельности депутатов». По итогам обсуждения решено поручить первому зампреду Госдумы Ивану Мельникову и председателю комиссии по регламенту Виктору Пинскому подготовить конкретные предложения.
Спикер обошёл премьера
Судя по всему, поводом для этой активности стали вступившие в силу этим летом поправки в закон, который определяет статус сенаторов и депутатов. Отныне выплаты депутатам регулируются не только федеральными законами, но и регламентами палат Федерального собрания. То есть теперь парламентарии могут по-тихому сами себе назначать доплаты.
Вместе с тем тот же закон задаёт ориентиры по уровню социальных гарантий: рядовые депутаты должны получать денежное содержание и всевозможные льготы на уровне федерального министра, председатель Госдумы – на уровне премьера, а вице-спикеры ГД – на уровне вице-премьеров правительства. И вот по этому пункту к Госдуме и лично к Вячеславу Володину возникают резонные вопросы.
Дело в том, что премьер-министр в последние годы стабильно отчитывается о доходах на уровне 18–19 млн в год. Так как заниматься бизнесом он не имеет права, то легко сделать вывод, что речь идёт о доходах по месту работы. В то же время спикер Госдумы Вячеслав Володин показывает в своей декларации куда более значительные цифры: прошлый год – 65 млн, позапрошлый – 84 млн, а ещё раньше – 100,2 млн рублей. Начиная с 2014 года Вячеслав Володин не получал менее 60 млн рублей.
Тихие доходы
Сравнивать остальных депутатов и членов правительства не так просто. Дело в том, что разброс цифр в декларациях очень большой, а сведения о доходах по месту работы в них не выделяются из числа других доходов. В то же время даже официальные декларации показывают, что председатели думских комитетов живут весьма небедно, а некоторые выделяются своими доходами даже на фоне других парламентариев (см. таблицу). Так что вопрос о необходимости прибавок выглядит как попытка устроить пир во время чумы. Причём накормить планируется и без того самых сытых. Для этого предполагается разделить между частью депутатов 600 млн рублей, которые Госдума не успела в этом году потратить по другим статьям.
Мы посмотрели, как живут главы комитетов и вице-спикеры Госдумы, претендующие на дополнительные выплаты.
Валерий Гартунг: пенсионеры и миллиарды
Валерий Карлович Гартунг некогда возглавлял Российскую партию пенсионеров. В программе той партии был такой любопытный пункт: устранение разрыва между размером пенсионных выплат различных групп граждан. Насколько честны были партийные функционеры в формулировках? Неужели Валерий Гартунг стремится получать доход на уровне среднероссийского пенсионера? Тогда он, конечно, должен выступить против инициативы спикера и отказаться от прибавки.
Тем более что и сейчас он имеет доход выше среднего даже по меркам парламента, получая последние три года более 30 млн рублей. Мало того – его супруга по итогам прошлого года задекларировала 181,6 млн рублей. Насколько эти цифры отражают реальность – ещё вопрос. Ведь Челябинский кузнечно-прессовый завод, который, по сути, стал семейным предприятием Гартунгов, отчитался по итогам 2021 года о чистой прибыли в размере более 3 млрд рублей (основанное в 1942 году предприятие – крупнейший в СНГ производитель колёсных штампованных дисков, кроме того, выпускает разнообразные автокомпоненты). Действительно ли бенефициару этого производства так уж нужна доплата из бюджета?
А вот ещё вопрос. Сейчас бывший лидер пенсионеров возглавляет комитет по защите конкуренции. Непонятно, за что парламентарий должен получить доплату, когда монополии процветают почти на всех крупных рынках российской экономики? «Наша Версия» регулярно пишет о засилье монополистов в ретейле и фармакологии. А сейчас в ходе передела уходящих из России компаний позиции ведущих игроков усиливаются во многих отраслях. У ФАС есть готовая отговорка: мол, ведомство делает всё возможное в рамках действующего законодательства. Но тогда вопрос к парламентариям: где новые антимонопольные инициативы?
Справедливости ради надо сказать, что Валерий Гартунг – активный депутат. Он поставил свою подпись под 111 законопроектами. Правда, во многих случаях выхлоп от этого нулевой. К примеру, Гартунг поддержал предложения о ежемесячных выплатах по 10 тыс. рублей ухаживающим за детьми-инвалидами. Он же подписался под предложением, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума с коэффициентом 1,15. И за стипендии не ниже прожиточного минимума – тоже. Объединяют все эти инициативы два пункта. Во-первых, они выглядят как жалкие подачки гражданам от жирующей элиты. Во-вторых, ни одна из них так и не прошла, застряв в анналах Госдумы как минимум на два года.
Павел Завальный – выходец из «Газпрома»
Также выделяется своими немалыми доходами председатель комитета по энергетике Павел Завальный. В этой должности он работает с 2015 года, а в парламент попал в 2011-м.
До этого делал карьеру в структурах «Газпрома». О его явно лоббистской деятельности в пользу газового гиганта писали «Форбс» и «Трансперенси интернешнл», чьё российское отделение ныне признано иноагентом. Утверждается, что в Госдуме VI созыва он рекомендовал отклонить законопроект о либерализации экспорта сжиженного природного газа, чтобы сохранить за «Газпромом» это исключительное право, а также предлагал поправки в шельфовое законодательство, позволяющие монополии создавать плавучие буровые установки без разрешения властей и передавать их в собственность дочерним предприятиям.
Придя в Думу, Павел Завальный сразу стал одним из самых богатых депутатов. В 2011 году он показал доход в 250 миллионов. Уже тогда в его гараже стояли Bentley Continental, Porsche Cayenne и два Mercedes-Benz S-класса. В последние годы декларация парламентария выглядит несколько скромнее, однако образ жизни вряд ли поменялся. У него по-прежнему два жилых дома, больший из которых имеет площадь 706 «квадратов», и две квартиры по 200 с лишним метров. На двоих с супругой четыре земельных участка, больший из которых – 60 соток. Конечно, всё это великолепие нужно содержать. Видимо, как раз для такого случая Вячеслав Володин придумал денежные надбавки для глав комитетов?
Сергей Пахомов и Алексей Диденко – главные по стройке
Явно не нуждается в прибавках, судя по декларируемым доходам, и глава комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. Сама сумма дохода депутата более 20 млн рублей уже наводит на вопросы, поскольку это явно больше депутатской зарплаты, а в бизнесе Пахомов не работает с начала нулевых. Ещё больше пересудов вызывала привычка парламентария носить часы, которые знатоки оценивают в 34 млн рублей. Пахомов, кстати, один из немногих депутатов, кто открыто показывает и заграничную недвижимость своей семьи. В обширном списке имущества его супруги фигурирует квартира в Болгарии.
Если из официальных данных источники благосостояния депутата Пахомова определить невозможно, то сайты с компроматом предлагают уйму объяснений. В основном они касаются его карьеры в регионах. Здесь и скандал со строительством объездной дороги в Иваново, который вылился в дополнительные расходы бюджета на 3 млн долларов. И лесной бизнес в том же регионе, где определённые фирмы получали наделы на очень выгодных условиях… Каких только коррупционных историй не приписывают Сергею Пахомову. Возможно, это эхо разборок региональных элит. Но чем же парламентарий занимается на федеральном уровне? Статистика работы комитета, который он возглавляет, говорит о том, что его профильные законопроекты подчас находятся без движения годами. Правда, был один яркий пример быстрого прохождения очень важного закона. В 2020 году стремительно приняли закон «о всероссийской реновации». Теперь застройщики могут получать под комплексное освоение городские кварталы с неаварийным жильём. Под шумок работы над проектом из текста убрали положение, по которому в программу реновации могли включить только территории, на которых 50% и более составляют аварийные многоквартирные дома. Так что строительные компании могут пустить под снос любое строение по договорённости с местными властями, без оглядки на интересы жителей домов. Правда, тогда профильный комитет возглавлял не Сергей Пахомов, а Алексей Диденко. В нынешнем созыве Госдумы Алексей Диденко курирует вопросы региональной политики и местного самоуправления.
Пенсионный опыт Алексея Гордеева
Из вице-спикеров Госдумы своими доходами выделяются Александр Жуков и Алексей Гордеев. Оба в своё время занимали высокие посты в исполнительной власти. Жуков был заместителем главы правительства в 2004–2011 годах. Гордеев занимал аналогичную должность с 2018 по 2020 год, а до этого был полпредом президента в ЦФО, губернатором Воронежской области и федеральным министром сельского хозяйства.
Правда, доходы Жукова в прошлом году, вероятно, объясняются распродажей недвижимости. До этого он ежегодно получал 5–6 млн, что соответствует средним доходам депутата. В действующем созыве Думы 66-летний Александр Жуков курирует одно из важнейших направлений – работу над бюджетом. К примеру, в последний закон о бюджете (принят на днях во втором чтении) депутаты предложили 750 поправок, 605 из них, вероятно, будут учтены. Таким образом, перераспределят около 2 трлн рублей.
Что касается 67-летнего Алексея Гордеева, то он, возможно, является одним из самых богатых вице-спикеров Госдумы. Он стабильно декларирует суммы больше других коллег. Кроме того, его семье приписывают роскошные владения, источник которых, вероятно, лежит в агросекторе. Но в данном контексте интереснее другое. В бытность губернатором Воронежской области под новый, 2015 год он сделал приятный подарок местным чиновникам. Журналисты окрестили его «закон о золотых пенсиях». С того времени ряд местных чиновников, выходя на пенсию, получают доплату к ней в виде 75% среднего заработка за последние полгода работы. И будут получать этот бонус пожизненно (!). Известно, что в 2022 году областной бюджет потратит на эти цели 265 млн 966 тыс. рублей (или 728 тыс. в день, как подсчитали местные журналисты). За последние четыре года ВИП-пенсионерам заплатили из регионального бюджета почти миллиард рублей. «Можно было построить две школы!» – негодуют местные сайты.
Карьера и хризотилы Максима Топилина
Ещё одним бенефициаром спикерской щедрости может стать глава комитета ГД по экономической политике Максим Топилин. Он хорошо известен гражданам по работе в исполнительной власти. С 2008 по 2012 год Топилин был заместителем министра здравоохранения Татьяны Голиковой. А потом до 2020 года занимал пост министра труда и соцзащиты в правительстве Медведева. Именно он курировал тему повышения пенсионного возраста. Тогда чиновники активно проговаривали тезис, что повышение пенсионного возраста позволит повышать пенсии сверх уровня инфляции. Получилось?
В 2020 году Максим Топилин стал председателем правления Пенсионного фонда, но продержался на этом «горячем» посту всего год. Теперь бывший чиновник заседает в Государственной думе, и что примечательно: официальный его заработок в парламенте выходил больший, чем на предыдущих местах работы. А с учётом денег супруги выходит совсем неплохо.
Жена парламентария Мария Топилина, как сообщает Regnum, числится совладельцем компании «Минерал Трейдинг». Фирма занимается экспортом хризотила, добываемого комбинатом «Ураласбест». ПАО «Ураласбест» производит 21% хризотила в мире, а «Минерал Трейдинг» зарабатывает комиссию на экспортных поставках. По итогам 2020 года предприятие получило 95,6 млн чистой прибыли, согласно открытой финансовой отчётности.
Кстати
Неформальное звание самого бедного депутата сейчас носит 28-летний Антон Ткачёв из партии «Новые люди». В Думу он попал лишь в октябре, так что на обычный для парламентария уровень дохода в 4–5 млн рублей в год (около 400 тыс. в месяц) ещё не вышел. В его декларации за прошлый год значится доход всего 1,1 млн рублей. Правда, это не совсем вяжется с образом жизни новоиспечённого депутата. На днях в Сеть утекли кадры с его свадьбы. Парламентарий женился на теледиве из «Дома-2» Валерии Демченко, известной также под именем Лера Фрост. Сплетники говорят, что только кольца бренда Cartier, которыми обменялись новобрачные, стоят примерно 1 млн рублей. Да и вечеринка в ресторане на Рублёвке явно обошлась не меньше. Судя по соцсетям невесты, она давно стремится к роскошной жизни и привыкла получать очень дорогие подарки. Что же, даже если депутату пришлось влезть в долги ради внимания красотки, в Думе он быстро поправит своё финансовое положение.