Найти тему
595 подписчиков

Индустрия: “Чёрный список” сценариев

Индустрия кино порой кажется довольно привлекательным миром. Но то, что зрители видят и слышат, – лишь верхушка огромного айсберга. Производство фильмов в самой известной и большой “фабрике грёз”, в Голливуде – длинный процесс. Причём не всегда заканчивающийся готовым продуктом, который представят зрителю.

Забастовка Гильдии сценаристов США, 2007 Фото: Reuters.
Забастовка Гильдии сценаристов США, 2007 Фото: Reuters.

Говорят, что кино начинается со сценария. Но это не совсем так. Есть ещё сценарные заявки, синопсисы, сюжетные планы, просто идеи и черновики (названия в разных странах могут различаться, но по сути это оно и есть), с которыми авторы приходят к продюсерам в надежде заработать и запустить свою идею в производство.

Но поговорим о сценариях, как о начальной точке создания фильма. И сразу стоит сказать очевидное: далеко не всем сценариям, как говорится, “дают жизнь”. В разных источниках и разные люди называют разные цифры, которые редко превышают цифру в 10 %. Примерно столько текстов от общего числа берут в работу.

Однако и из них идёт отсев, сродни естественному отбору, наверное. Для одних не находят бюджет, другие начинают бесконечно переписывать, третьи сменяют авторов одного за другим, пока сценарии не теряют потенциала и интереса к ним. Причины могут быть разные, от финансовых и производственных до творческих и личностных.

Но сейчас не об этом. Упомянув о “чёрном списке” в обзоре “Голоса Монстра”, я решил рассказать о нём чуть подробнее.

Само название “Чёрный список” имеет довольно обширную предпосылку в Америке. Она в основном связана с политической обстановкой, влиявшей на индустрию в разные годы после Второй мировой войны. В современном виде он далёк от политики.

Брайан Крэнстон в роли одного из десятки “чёрного списка” Далтона Трамбо. Кадр из фильма Джея Роуча “Трамбо” 2015 года. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Брайан Крэнстон в роли одного из десятки “чёрного списка” Далтона Трамбо. Кадр из фильма Джея Роуча “Трамбо” 2015 года. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

По своей сути сегодня “Чёрный список” – рейтинг популярных (или наиболее интересных) среди кинопроизводителей сценариев, которые ещё не сняты. На официальном сайте отдельно оговаривается, что это не обязательно лучшие сценарии, скорее “самые понравившиеся”, поскольку список основывается на опросе руководителей студий и продюсерских компаний.

Первая публикация списка состоялась в 2005 году и с тех пор появляется ежегодно в декабре. Историю создания можно найти в открытом доступе. А если кратко, то основателем “Чёрного списка” стал Франклин Леонард. В то время он работал руководителем отдела разработки в продюсерской компании Леонардо Ди Каприо Appian Way Productions.

Всё началось с электронного письма, направленного примерно 75 руководителям с просьбой назвать десять лучших не взятых в производство сценариев, которые они прочитали в этом году. В благодарность за участие Леонард составил список и отправил его респондентам. Названием "Черный список" Франклин отдал дань своему афроамериканскому происхождению, одновременно сделав ссылку на авторов, которые были запрещены как часть голливудского черного списка.

Франклин Леонард в 2018 году. Источник: https://sandbigbox.com/
Франклин Леонард в 2018 году. Источник: https://sandbigbox.com/

За полтора десятка лет в “Чёрный список" вошли больше тысячи сценариев, многие (больше 400 - это куда больше 10 %) из которых были экранизированы на больших или малых экранах. В подавляющем большинстве фильмы становятся успешны в финансовом плане, их высоко оценивают критики и зрители, они получают немало престижных наград (не только за лучшие оригинальные и адаптированные сценарии).

Например, в разные годы в “Чёрном списке” побывали сценарии таких фильмов, как “Вавилон” Алехандро Гонсалеса Иньярриту, “Хэнкок” Питера Берга, “Маленькая мисс Счастье” Валери Фарис и Джонатана Дэйтона, “Престиж” Кристофера Нолана, “Королева” Стивена Фрирза, “Поезд на Юму” Джеймса Мэнголда, “500 дней лета” Марка Уэбба, “Боец” Дэвида О. Рассела, “Жизнь Пи” Энга Ли, “Нефть” Пола Томаса Андерсона, “После прочтения сжечь” братьев Коэн, “Выживший” Алехандро Гонсалеса Иньярриту, “Миллионер из трущоб” Дэнни Бойла и Лавлин Тандан, “Волк с Уолл-стрит” Мартина Скорсезе, “Война миров Z” Марка Форстера, “Рэстлер” Даррена Аронофски, “Добро пожаловать в Зомбиленд” Рубена Фляйшера, “Бесславные ублюдки” Квентина Тарантино, “Шерлок Холмс” Гая Ричи, “Король говорит!” Тома Хупера, “Пленницы” Дэни Вильнёва, “Операция Арго” Бена Аффлека, “Грань будущего” Дага Лаймана, “Голодные игры” Гери Росса, “Джанго освобождённый” Квентина Тарантино, “Джон Уик” Чада Стахелски и Дэвида Литча, “Одержимость” Дэмьена Шазелла, “Снайпер” Клитна Иствуда, “Игра в имитацию” Мортена Тильдума и многие другие. Я нашёл в нём даже любимый мною сериал “Декстер” (в первом списке 2005 года).

Грэм Мур с “Оскаром” за лучший адаптированный сценарий к фильму “Игра в имитацию”. Фильм набрал самое большое количество голосов за всю историю “Чёрного списка” – 133 голоса в 2011 году. Источник: https://www.msnbc.com/
Грэм Мур с “Оскаром” за лучший адаптированный сценарий к фильму “Игра в имитацию”. Фильм набрал самое большое количество голосов за всю историю “Чёрного списка” – 133 голоса в 2011 году. Источник: https://www.msnbc.com/

Что бы ни говорили недоброжелатели (а они всегда есть), но за некоторыми исключениями из сценариев “Чёрного списка” получаются отличные картины, поэтому я всегда с интересом читаю описания попавших в него сценариев. А часто и жду выхода фильмов, если объявляют об их производстве.