Найти тему
Журнал Миниполис

«Дом стоял недалеко от храма...»

Мы продолжаем публикацию рассказов Евгении Трошиной из цикла «Бабушка Аня». Дом, в котором прошло детство, запечатлен в памяти автора «как ряд нежных акварелей».

Автор иллюстрации: Маргарита Ивлева, руководитель и преподаватель изостудии в соседском клубе миниполиса Самоцветы
Автор иллюстрации: Маргарита Ивлева, руководитель и преподаватель изостудии в соседском клубе миниполиса Самоцветы

Дом, в котором я жила вместе с бабушкой Аней, был двухэтажным, ещё дореволюционной постройки, размещался на одной из центральных улиц Курска. Первый этаж – каменный, второй – деревянный. Доставшийся моей прабабушке по наследству от родного дяди – мелкопоместного помещика, он стоял недалеко от храма, возведённого матушкой преподобного Серафима Саровского, на соседней с ним улице. Потолок в доме был с лепниной, а стены чисто выбеленными, и на них ничего не висело, кроме родовых икон. В зале – большая икона Матери Божией с неугасимой лампадой, пред которой бабушка неизменно молилась перед сном и на рассвете. Ещё была древняя икона Христа Спасителя, икона святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, подаренная бабушке её отцом, как родительское благословение, образы святителя Иосафа Белгородского, преподобного Серафима, ещё несколько небольших иконочек.

Обстановка в доме была небогатой, старинная мебель – простой, но изящной. Хорошая посуда, ажурные салфетки, кружевные занавески, этажерка с книгами сочетались с домоткаными половичками и каждодневным трудовым бытом: приготовлением пищи, мытьём, стиркой, глажением, работой на швейной машинке. У каждого предмета в доме было своё место и назначение – ничего лишнего.

Просторные светлые чистые комнаты, с кухней и с большой верандой, моя детская память запечатлела как ряд нежных акварелей. Веранда открывалась на лужайку во дворе, откуда одна тропинка вела к увитой диким виноградом беседке, дальше – к цветнику и в сад. За огородиком, если взобраться на забор – открывался вид на реку, текущую вдоль соседских домов, выглядывающих из-за фруктовых деревьев. Другая тропинка направлялась к добротному и вместительному сараю. Под ним размещался сухой подвал. На полках стояли ряды банок с компотами, под ними – домашнее вино и соки. Рядом – дубовые бочки с мочёными антоновскими яблоками, капустой, огурцами и помидорами. В нише – гора отборной картошки. Тут же, в ящике с песком – морковка. Дальше, в корзине – свёкла и редька, над ними – связки лука и чеснока. На соломе, в углу – съёмные груши и «озимые» яблоки, которые оставались свежими чуть не до марта.

Бабушка любила принимать странников – своих родных и земляков из деревни. Недаром соседи удивлялись: «Да, у вас дом резиновый! Сколько ни войдёт в него народа – все помещаются!»

На первом этаже всегда кто-нибудь гостил, о ком бабушка заботилась – кормила от своих припасов, слушала рассказы о жизни в глубинке и всем сердцем сочувствовала. Если замечала на ком-нибудь ветхую одежду, чинила, штопала или доставала из комода и дарила специально сшитую для таких случаев обновку. Но, главное, за всех, кто переступал порог нашего дома, она молилась со слезами и частыми воздыханиями, так что я порой, просыпаясь среди ночи и жалея её, тихонько вставала рядом, чтобы помочь ей упросить и умолить Боженьку.

Евгения Трошина – член Союза писателей России, главная сестра (руководитель) МПРО «Сестричество в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» с 2007 года.