В 2015 году в России утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. В задачах Концепции значится:
Создание условий для укрепления морального здоровья общества, в том числе путем формирования принципов деятельного патриотизма.
Одним из принципов Концепции является:
Необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий.
Задачи и принципы Концепции звучат красиво и правильно — сформулировано профессионалами, не подкопаешься. Особенно понравилось про патриотизм и анализ достижений советского периода.
Но вот беда — складывается впечатление, что на деле вместо «формирования принципов патриотизма» и «объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц» действующие в рамках Концепции структуры и связанные с ними лица занимаются по сути в основном очернением нашего прошлого. Не брезгуют подтасовкой исторических фактов. Или вовсе — прибегают к выдумыванию жутких историй.
Берия, камнедробилка и серная кислота
В 1992 году на одном из центральных телеканалов вышла передача «Совершенно секретно» с ведущим Артёмом Боровиком. Один из сюжетов выпуска был посвящён московскому особняку, в котором с 1938 по 1953 годы жил с семёй бывший нарком внутренних дел Лаврентий Павлович Берия. Дом расположен по адресу Малая Никитская, 28. Сейчас там посольство Туниса.
В телепередаче будущий основатель и директор Музея истории ГУЛАГа Антон Антонов-Овсеенко рассказывал о десятках изнасилованных Берией в этом особняке женщин и смаковал изощрённые способы уничтожения трупов, которые Лаврентий Павлович якобы практиковал в своём жилище.
Сантехники, которые производили ремонт здания,... обнаружили в подвальной части здания небольшую камнедробилку. Здесь же был выход в канализацию.
Антонов-Овсеенко утверждал, что в доме на Никитской Берия вёл допросы и предполагал, что трупы умерших от пыток людей и изнасилованных Берией женщин пропускали через камнедробилку и отправляли в канализацию.
Напомним, что передача Артёма Боровика «Совершенно секретно» в то время транслировалась на центральном телеканале. Роль телевидения в начале 1990-х была куда больше нынешней. И сказанное Антоновым-Овсеенко за чистую монету принимали десятки миллионов привыкших доверять телевидению людей.
Далее телекамера перемещается в ванную комнату, и Антонов-Овсеенко уже не как предположение, а в качестве исторического факта рассказывает историю о том, как Берия в своём жилище избавлялся от трупов умерших от пыток людей, растворяя их в серной кислоте концентрации «свыше ста процентов»:
Здесь в особняке Берия применял этот же способ. Серная кислота очень большой концентрации — свыше ста процентов, она обладает свойством уничтожать без остатка органическую материю, не взаимодействуя с металлом или с эмалью вот такой ванны чугунной. Бесследно исчезали люди.
Лаврентия Берию арестовали, судили и расстреляли в 1953 году. Выполняя политический заказ Хрущёва, следователи постарались на славу — в деле присутствует масса компромата на бывшего наркома. Но никаких упоминаний о происходивших в особняке убийствах, о камнедробилке и ванной с серной кислотой ни в деле, ни, тем более, в приговоре нет. Получается, что разоблачитель сталинского террора Антонов-Овсеенко на всю страну рассказывал выдуманные истории.
Усомниться в рассказе Антонова-Овсеенко можно было и не читая документов по делу Берии. Ведь известно, что в особняке, помимо самого наркома, постоянно находилось много людей. Супруга Нино Теймуразовна, сын Серго с женой и тремя детьми. Связисты, охрана, обслуживающий персонал.
Трудно поверить Антонову-Овсеенко, что Берия в наполненном родными людьми доме десятками насиловал женщин, проводил допросы, пытал и убивал людей. Или придётся тогда допустить, например, такой диалог внука наркома и его невестки:
— Мама, дедушка обещал рассказать мне перед сном сказку про врагов народа, а сам не приходит.
— Имей терпение, дедушка ещё работает — он сейчас в пытошной.
— А скоро дедушка освободится?
— Как услышишь, что застучала камнедробилка в подвале — значит скоро придёт. А пока иди перед сном умойся. Смотри только в серную кислоту там не плюхнись случайно.
В 2001 году Лужков распорядился выделить Антонову-Овсеенко здание под музей.
Так появился Музей истории ГУЛАГа. Антон Владимирович Антонов-Овсеенко стал его основателем и первым директором.
С 2012 года новым директором Музея истории ГУЛАГа стал Роман Владимирович Романов. А в 2015 году музей переехал в большое просторное здание в 1-м Самотёчном переулке.
Мороженщица и Колыма
Роман Владимирович Романов достойно продолжил дело Антона Владимировича Антонова.
Самым просматриваемым выступлением нынешнего директора Музея истории ГУЛАГа стало его интервью в фильме иноагента Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха». На данный момент у фильма 27 миллионов просмотров на Ютуб.
В фильме иноагента Дудя Роман Романов рассказал о якобы задокументированном эпизоде осуждения молодой продавщицы мороженного фактически за то, что она без корысти угостила этим холодным десертом своих бывших одноклассников.
Вот что говорил Романов:
Молодая девушка, которая закончила школу, устроилась продавать мороженое, и в парке вот, с тележкой, продавала мороженное, встретила одноклассников. Обрадовалась встрече, угостила всех мороженым. Решила, что она потом деньги, когда будет сдавать, вложит их в кассу. И уже вечером, когда она приехала сдать товар на склад, и она не успела рассчитаться за то, что она угостила своих бывших одноклассников мороженым. Эту тележку опечатывают, составляется акт — растратчица. И она отправляется, и отправляется как раз на Колыму. И вот эта история — она как раз задокументирована.
Не все поверили рассказу Романова. После выхода фильма в его адрес поступило множество обращений с просьбами подтвердить рассказ документально.
Сначала Романов пытался отмалчиваться, но в итоге на официальном сайте возглавляемого им музея всё же появилась ссылка на документ:
Официальные сведения о девушке, осужденной на 7 лет за недостачу мороженого, содержатся в докладе В. П. Пронина, уполномоченного Совета Министров СССР по трудоустройству освобожденных по амнистии граждан. Доклад датирован 8 сентября 1953 года, в нем анализируется ситуация, сложившаяся в Литве.
Сталинский район, город Каунас – девушка 17 лет, осуждена на 7 лет тюремного заключения за недостачу мороженого на 238 руб. Стоит отметить, что эта сумма в масштабе цен того времени являлась весьма незначительной. Она составляла примерно половину месячной зарплаты самых низкооплачиваемых категорий граждан.
После опубликования документа стала понятна манипуляция. В докладе В. П. Пронина нет ничего об угощении одноклассников. Там есть лишь информация о совершённой продавщицей растрате на сумму 238 рублей. Что действительно составляло тогда около половины зарплаты той же продавщицы.
Да, семилетний приговор выглядит слишком жестоким. Но если учесть, что дело происходило в первые послевоенные годы, когда экономика страны с трудом восстанавливалась от понесённых во время Великой Отечественной войны потерь, то нашлись бы и те, кто не слишком бы семилетнему приговору удивился.
Наверняка психолог по образованию Роман Романов прекрасно понимал, что такая история — об осуждении продавщицы за растрату в тяжёлое послевоенное время не сильно "зацепит" публику. А если рассказать историю "немножко" по-другому, заменив растрату бескорыстным угощением одноклассников, она заиграет совсем другими красками.
Зачем нужны манипуляции?
Рассказ Антонова-Овсеенко, если ему просто поверить, оставит очень тяжёлое впечатление. Причём во второй половине восьмидесятых и в девяностые подобные обличительные истории звучали отовсюду. И печатному слову, и информации из телевизора народ тогда доверял.
После жутких историй все «достижения советского периода» просто тонули во мраке «его трагических страниц». В общественном сознании формировалось крайне негативное отношение к своему прошлому.
То же самое и с повествованием Романа Романова об осуждении бескорыстной мороженщицы жестоким репрессивным режимом. Эта история может вызвать только лишь неприязнь или даже ненависть к государству.
О каком «формировании принципов деятельного патриотизма» и объективном анализе советского периода после таких историй может идти речь?
И если рассказам Антонова-Овсеенко уже много лет, то Роман Романов свою историю мороженщицы представил публике совсем недавно.
Зачем было "приукрашивать" эпизод с осуждённой за растрату продавщицей? Разве достоверных историй про незаслуженно репрессированных у вас недостаточно?
Помнить о прошлом надо. В том числе и о неприятных страницах. Делать выводы. Не повторять ошибок. Увековечивать память. Но не манипулировать и не очернять.
Медийная политика Музея истории ГУЛАГа
Логично, что Музей истории ГУЛАГа живёт прошлым. На официальном сайте музея в одном из главных разделов до сих пор гордо вывешена фотография вручения Роману Романову премии Совета Европы. Церемония награждения состоялась во Дворце Рохана в Страсбурге 22 июня 2021 года — аккурат в день, когда отмечалось 80 лет с начала Великой Отечественной войны.
Вручая награду, глава ПАСЕ Рик Дэмс отметил, что музей «уделяет двойное внимание преступлениям государства».
16 марта Комитет министров Совета Европы принял решение о немедленном исключении России. В новых реалиях Совет Европы — это, мягко говоря, недружественная России структура, резко выступающая против нынешней политики нашего государства. Может, пора убрать эту фотографию с официального сайта?
И ещё. Обращает на себя внимание, что поиски интервью Романа Романова чаще всего приводят нас на ресурсы, которые в нынешних условиях государством либо заблокированы, либо признаны иностранными агентами, либо критикуют нынешнюю политику нашей страны. Фильм признанного иностранным агентом Дудя, ютуб-канал заблокированного на территории России по требованию Генеральной Прокуратуры РФ интернет-ресурса «TJ», ютуб-канал оппозиционной «Новой газеты».
Это, конечно же, не нарушение — выступать на оппозиционных ресурсах. Но когда подобные ресурсы превалируют — разве такая медийная политика является правильной для государственного учреждения?
Рекомендуем: