Найти тему
ФАКТЫ ПЛЮС

Директора музея поймали на лжи — подвело интевью иноагенту Дудю

В 2015 году в России утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. В задачах Концепции значится:

Создание условий для укрепления морального здоровья общества, в том числе путем формирования принципов деятельного патриотизма.

Одним из принципов Концепции является:

Необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий.

Задачи и принципы Концепции звучат красиво и правильно — сформулировано профессионалами, не подкопаешься. Особенно понравилось про патриотизм и анализ достижений советского периода.

Музей истории ГУЛАГа в Москве / общедоступное фото
Музей истории ГУЛАГа в Москве / общедоступное фото

Но вот беда — складывается впечатление, что на деле вместо «формирования принципов патриотизма» и «объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц» действующие в рамках Концепции структуры и связанные с ними лица занимаются по сути в основном очернением нашего прошлого. Не брезгуют подтасовкой исторических фактов. Или вовсе — прибегают к выдумыванию жутких историй.

Берия, камнедробилка и серная кислота

В 1992 году на одном из центральных телеканалов вышла передача «Совершенно секретно» с ведущим Артёмом Боровиком. Один из сюжетов выпуска был посвящён московскому особняку, в котором с 1938 по 1953 годы жил с семёй бывший нарком внутренних дел Лаврентий Павлович Берия. Дом расположен по адресу Малая Никитская, 28. Сейчас там посольство Туниса.

«Особняк Берии» / общедоступное фото
«Особняк Берии» / общедоступное фото

В телепередаче будущий основатель и директор Музея истории ГУЛАГа Антон Антонов-Овсеенко рассказывал о десятках изнасилованных Берией в этом особняке женщин и смаковал изощрённые способы уничтожения трупов, которые Лаврентий Павлович якобы практиковал в своём жилище.

Сантехники, которые производили ремонт здания,... обнаружили в подвальной части здания небольшую камнедробилку. Здесь же был выход в канализацию.

Антонов-Овсеенко утверждал, что в доме на Никитской Берия вёл допросы и предполагал, что трупы умерших от пыток людей и изнасилованных Берией женщин пропускали через камнедробилку и отправляли в канализацию.

Антон Антонов-Овсеенко / общедоступное фото
Антон Антонов-Овсеенко / общедоступное фото

Напомним, что передача Артёма Боровика «Совершенно секретно» в то время транслировалась на центральном телеканале. Роль телевидения в начале 1990-х была куда больше нынешней. И сказанное Антоновым-Овсеенко за чистую монету принимали десятки миллионов привыкших доверять телевидению людей.

Далее телекамера перемещается в ванную комнату, и Антонов-Овсеенко уже не как предположение, а в качестве исторического факта рассказывает историю о том, как Берия в своём жилище избавлялся от трупов умерших от пыток людей, растворяя их в серной кислоте концентрации «свыше ста процентов»:

Здесь в особняке Берия применял этот же способ. Серная кислота очень большой концентрации — свыше ста процентов, она обладает свойством уничтожать без остатка органическую материю, не взаимодействуя с металлом или с эмалью вот такой ванны чугунной. Бесследно исчезали люди.
Лаврентий Берия / общедоступное фото
Лаврентий Берия / общедоступное фото

Лаврентия Берию арестовали, судили и расстреляли в 1953 году. Выполняя политический заказ Хрущёва, следователи постарались на славу — в деле присутствует масса компромата на бывшего наркома. Но никаких упоминаний о происходивших в особняке убийствах, о камнедробилке и ванной с серной кислотой ни в деле, ни, тем более, в приговоре нет. Получается, что разоблачитель сталинского террора Антонов-Овсеенко на всю страну рассказывал выдуманные истории.

Усомниться в рассказе Антонова-Овсеенко можно было и не читая документов по делу Берии. Ведь известно, что в особняке, помимо самого наркома, постоянно находилось много людей. Супруга Нино Теймуразовна, сын Серго с женой и тремя детьми. Связисты, охрана, обслуживающий персонал.

Трудно поверить Антонову-Овсеенко, что Берия в наполненном родными людьми доме десятками насиловал женщин, проводил допросы, пытал и убивал людей. Или придётся тогда допустить, например, такой диалог внука наркома и его невестки:

— Мама, дедушка обещал рассказать мне перед сном сказку про врагов народа, а сам не приходит.

— Имей терпение, дедушка ещё работает — он сейчас в пытошной.

— А скоро дедушка освободится?

— Как услышишь, что застучала камнедробилка в подвале — значит скоро придёт. А пока иди перед сном умойся. Смотри только в серную кислоту там не плюхнись случайно.

В 2001 году Лужков распорядился выделить Антонову-Овсеенко здание под музей.

Первое здание Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото
Первое здание Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото

Так появился Музей истории ГУЛАГа. Антон Владимирович Антонов-Овсеенко стал его основателем и первым директором.

С 2012 года новым директором Музея истории ГУЛАГа стал Роман Владимирович Романов. А в 2015 году музей переехал в большое просторное здание в 1-м Самотёчном переулке.

Экспонаты Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото
Экспонаты Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото

Мороженщица и Колыма

Роман Владимирович Романов достойно продолжил дело Антона Владимировича Антонова.

Самым просматриваемым выступлением нынешнего директора Музея истории ГУЛАГа стало его интервью в фильме иноагента Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха». На данный момент у фильма 27 миллионов просмотров на Ютуб.

Роман Романов в фильме «Колыма — родина нашего страха» / кадр из видео
Роман Романов в фильме «Колыма — родина нашего страха» / кадр из видео

В фильме иноагента Дудя Роман Романов рассказал о якобы задокументированном эпизоде осуждения молодой продавщицы мороженного фактически за то, что она без корысти угостила этим холодным десертом своих бывших одноклассников.

Продавщица мороженого, 1950-е / общедоступное фото
Продавщица мороженого, 1950-е / общедоступное фото

Вот что говорил Романов:

Молодая девушка, которая закончила школу, устроилась продавать мороженое, и в парке вот, с тележкой, продавала мороженное, встретила одноклассников. Обрадовалась встрече, угостила всех мороженым. Решила, что она потом деньги, когда будет сдавать, вложит их в кассу. И уже вечером, когда она приехала сдать товар на склад, и она не успела рассчитаться за то, что она угостила своих бывших одноклассников мороженым. Эту тележку опечатывают, составляется акт — растратчица. И она отправляется, и отправляется как раз на Колыму. И вот эта история — она как раз задокументирована.

Не все поверили рассказу Романова. После выхода фильма в его адрес поступило множество обращений с просьбами подтвердить рассказ документально.

Продавщица мороженого, 1948 г. / общедоступное фото
Продавщица мороженого, 1948 г. / общедоступное фото

Сначала Романов пытался отмалчиваться, но в итоге на официальном сайте возглавляемого им музея всё же появилась ссылка на документ:

Официальные сведения о девушке, осужденной на 7 лет за недостачу мороженого, содержатся в докладе В. П. Пронина, уполномоченного Совета Министров СССР по трудоустройству освобожденных по амнистии граждан. Доклад датирован 8 сентября 1953 года, в нем анализируется ситуация, сложившаяся в Литве.
Сталинский район, город Каунас – девушка 17 лет, осуждена на 7 лет тюремного заключения за недостачу мороженого на 238 руб. Стоит отметить, что эта сумма в масштабе цен того времени являлась весьма незначительной. Она составляла примерно половину месячной зарплаты самых низкооплачиваемых категорий граждан.

После опубликования документа стала понятна манипуляция. В докладе В. П. Пронина нет ничего об угощении одноклассников. Там есть лишь информация о совершённой продавщицей растрате на сумму 238 рублей. Что действительно составляло тогда около половины зарплаты той же продавщицы.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Да, семилетний приговор выглядит слишком жестоким. Но если учесть, что дело происходило в первые послевоенные годы, когда экономика страны с трудом восстанавливалась от понесённых во время Великой Отечественной войны потерь, то нашлись бы и те, кто не слишком бы семилетнему приговору удивился.

Наверняка психолог по образованию Роман Романов прекрасно понимал, что такая история — об осуждении продавщицы за растрату в тяжёлое послевоенное время не сильно "зацепит" публику. А если рассказать историю "немножко" по-другому, заменив растрату бескорыстным угощением одноклассников, она заиграет совсем другими красками.

Зачем нужны манипуляции?

Рассказ Антонова-Овсеенко, если ему просто поверить, оставит очень тяжёлое впечатление. Причём во второй половине восьмидесятых и в девяностые подобные обличительные истории звучали отовсюду. И печатному слову, и информации из телевизора народ тогда доверял.

После жутких историй все «достижения советского периода» просто тонули во мраке «его трагических страниц». В общественном сознании формировалось крайне негативное отношение к своему прошлому.

Годы «Большого террора» / общедоступное фото
Годы «Большого террора» / общедоступное фото

То же самое и с повествованием Романа Романова об осуждении бескорыстной мороженщицы жестоким репрессивным режимом. Эта история может вызвать только лишь неприязнь или даже ненависть к государству.

О каком «формировании принципов деятельного патриотизма» и объективном анализе советского периода после таких историй может идти речь?

Зам. директора Музея истории ГУЛАГа Галина Иванова и её книга / общедоступное фото
Зам. директора Музея истории ГУЛАГа Галина Иванова и её книга / общедоступное фото

И если рассказам Антонова-Овсеенко уже много лет, то Роман Романов свою историю мороженщицы представил публике совсем недавно.

Зачем было "приукрашивать" эпизод с осуждённой за растрату продавщицей? Разве достоверных историй про незаслуженно репрессированных у вас недостаточно?

Помнить о прошлом надо. В том числе и о неприятных страницах. Делать выводы. Не повторять ошибок. Увековечивать память. Но не манипулировать и не очернять.

Экспонаты Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото
Экспонаты Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото

Медийная политика Музея истории ГУЛАГа

Логично, что Музей истории ГУЛАГа живёт прошлым. На официальном сайте музея в одном из главных разделов до сих пор гордо вывешена фотография вручения Роману Романову премии Совета Европы. Церемония награждения состоялась во Дворце Рохана в Страсбурге 22 июня 2021 года — аккурат в день, когда отмечалось 80 лет с начала Великой Отечественной войны.

Скриншот с официального сайта Музея истории ГУЛАГа
Скриншот с официального сайта Музея истории ГУЛАГа

Вручая награду, глава ПАСЕ Рик Дэмс отметил, что музей «уделяет двойное внимание преступлениям государства».

16 марта Комитет министров Совета Европы принял решение о немедленном исключении России. В новых реалиях Совет Европы — это, мягко говоря, недружественная России структура, резко выступающая против нынешней политики нашего государства. Может, пора убрать эту фотографию с официального сайта?

Экспонаты Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото
Экспонаты Музея истории ГУЛАГа / общедоступное фото

И ещё. Обращает на себя внимание, что поиски интервью Романа Романова чаще всего приводят нас на ресурсы, которые в нынешних условиях государством либо заблокированы, либо признаны иностранными агентами, либо критикуют нынешнюю политику нашей страны. Фильм признанного иностранным агентом Дудя, ютуб-канал заблокированного на территории России по требованию Генеральной Прокуратуры РФ интернет-ресурса «TJ», ютуб-канал оппозиционной «Новой газеты».

-16

Это, конечно же, не нарушение — выступать на оппозиционных ресурсах. Но когда подобные ресурсы превалируют — разве такая медийная политика является правильной для государственного учреждения?

Рекомендуем:

Какие мифы либералы распространяют о Сталине
ФАКТЫ ПЛЮС16 ноября 2022
60 миллионов репрессированных: откуда взялась неправда?
ФАКТЫ ПЛЮС8 декабря 2022

Уважаемые читатели! Если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк. И подписывайтесь на канал!