Найти в Дзене

РУССКИЙ ДОМ. Говорим по-русски

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЧИТАЯ ЛИХАЧЕВА Дмитрий Сергеевич Лихачёв – легенда русской культуры. Его давно нет с нами, но каждое его высказывание о русском языке и культуре речи никогда не утратит актуальности. 28 ноября исполняется 116 лет со дня рождения советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.⠀ Он родился в Санкт-Петербурге и прожил почти всю жизнь в культурной столице России. С детства интересовался русским языком и литературой. Его призванием стала древнерусская литература. Он оставил после себя огромное наследие: многочисленные книги и монографии, переведенные почти на все языки мира.⠀ Его еще при жизни стали называть совестью и голосом русской интеллигенции. Жизненным принципом Дмитрия Сергеевича Лихачёва были слова: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня. А работать так, как если бы ты был бессмертен».⠀ Академик Лихачёв — выдающийся защитник р

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЧИТАЯ ЛИХАЧЕВА

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – легенда русской культуры. Его давно нет с нами, но каждое его высказывание о русском языке и культуре речи никогда не утратит актуальности.

28 ноября исполняется 116 лет со дня рождения советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.⠀

Он родился в Санкт-Петербурге и прожил почти всю жизнь в культурной столице России. С детства интересовался русским языком и литературой. Его призванием стала древнерусская литература. Он оставил после себя огромное наследие: многочисленные книги и монографии, переведенные почти на все языки мира.⠀

Его еще при жизни стали называть совестью и голосом русской интеллигенции. Жизненным принципом Дмитрия Сергеевича Лихачёва были слова:

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня. А работать так, как если бы ты был бессмертен».⠀

Академик Лихачёв — выдающийся защитник русской культуры. Его нравственный образ и жизненный путь образец борьбы за высокие идеалы. Ученый-филолог и исследователь древнерусской литературы, Лихачев обращался и к молодым читателям в «Письмах о добром и прекрасном» замечательной книги для всех поколений и возрастов.

Кто-то сказал, что в XX веке академик Лихачёв выглядел как посол погибшей русской цивилизации. В XXI веке он смотрится как гость из будущего. В одном из своих последних интервью Лихачёв с горечью говорил:

«Cколько слов было о защите культуры – водопад! Инфляция слова, забалтывание высоких понятий – это же не менее пагубно для души и русского языка, чем цензура. И результат тот же – немота. Тогда сказать было нельзя, а сейчас нечего. Мне кажется даже, что люди в автобусе не общаются, а мычат друг на друга».

Дмитрий Сергеевич был прав в том, что наш разговорный словарь оскудел невероятно. Ещё сто лет назад в словаре русского языка было 287 слов, начинающихся с корня «благо». Почти все эти слова исчезли из нашей речи, а те, что остались, обрели более приземлённый смысл. К примеру, слово «благонадёжный» означало «исполненный надежды», «ободрившийся».

Куда подевалось замечательное слово «любезность». «Любезный человек». «Вы оказали мне любезность». «Вы так любезны». Любезность – это добрая услуга, не оскорбляющая своим покровительством человека, которому оказывается. Целый ряд слов исчезли с этим понятием.

Дмитрий Сергеевич искренне недоумевал, как можно обратиться друг к другу, не имея способов обращения: «Как жить без умения назвать? Недаром в книге Бытия Бог, создав животных, привёл их к Адаму, чтобы тот дал им имена. Без этих имён человек бы не отличил коровы от козы. Когда Адам дал им имена, он их заметил. Вообще заметить какое-нибудь явление — это дать ему имя, создать термин. Называние уже было познанием. Когда открывали остров, ему давали название, и только тогда это было географическим открытием. Без называния открытия не было».

«В свое время эталоном русской речи был язык актеров Малого театра. Там традиция была со времен великого Щепкина. И сейчас надо слушать хороших актеров».
«Слова за годы нашей жизни обрастают только нам ведомыми оттенками, воспоминаниями – так обрастает корабль ракушками. Может, поэтому кажутся такими интересными словари писателей. Их, увы, немного. Например, словарь языка Пушкина - редкость».

«Очень важно читать детям вслух», – отмечал Лихачёв. – Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями».

Помню, так читала нам в школе наша учительница русского языка и литературы. И читала она не только «Евгения Онегина» и «Войну и мир», но и пьесы Гоголя и Чехова, рассказы Зощенко. Показывала нам, как интересно учить русский язык, приучала нас искать в словарях незнакомые слова, выбирать наиболее выразительные синонимы.

Лихачёв писал: «Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению». Это необходимо не только для глубокого проникновения в смысл каждого слова, учит получать наслаждение от медленного чтения.

Особенно это касается поэзии. Дмитрий Сергеевич был убежден, что стихи вообще нельзя прочитать с первого раза. Сначала необходимо уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух.

В своей книге «Земля родная» Дмитрий Сергеевич писал о русском языке:

«Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»...

Академик Лихачёв считал, что самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык:

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человекам, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно».

Автор и ведущая рубрики: филолог-русист, сотрудник Русского Дома в Тель-Авиве, доктор языкознания Татьяна Яцюк.

#русский язык #говорим по-русски #русская литература #русский дом в тель-авиве