Найти тему
Нескучная логопедия

"Ребенку 2,4. Он говорит много, но по своему". Советы логопеда по запуску речи. Консультация для Анны Лукиной

Оглавление

Сегодняшняя статья продолжает серию статей (ссылка на подборку таких статей будет в конце этой публикации), в которых вы все без исключения можете получить бесплатно консультацию логопеда. Для этого достаточно тут или под любой другой статьей задать свой вопрос. Не обижайтесь, если отвечу не сразу. ОЩЁ РАЗ ОБРАЩАЮСЬ К ТЕМ, КТО УЖЕ ЗАДАВАЛ ВОПРОС, НО Я НЕ ОТВЕТИЛА - повторите, пожалуйста, как это сделала АННА. Так как по семейным обстоятельствам (мужу сделали экстренную операцию на сердце) я не заходила на канал и ели честно потеряла ваши комментарии из виду. Пересматривать все статьи и искать, мне пока некогда.

Добрый день, дорогие друзья. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Сегодня я консультирую Анну Лукину. Она обратилась ко мне с вопросом по развитию речи своего сына. Напоминаю, что это заочная консультация по развитию ребенка, и не видя ребенка, я могу что-то упустить. Не судите строго. Дорогие друзья, жду от вас комментарии по этой теме и ваши дополнительные вопросы.
Личный архив
Личный архив

Сбор анамнеза

Анна Лукина

Моему младшему сыну 2,4 года он говорит, много говорит, но по-своему.

  • Из понятных слов: мама, папа, дада (деда), ава (собака), как (так) и де (где), но их меньше чем по норме. Некоторые слова говорит отдельными слогами например по или ка (пока).
  • Есть фразы. Например: де а? (Где трактор?)
  • Многое он обозначает гласными звуками. Звуков много и гласных и согласных, а в слова собрать не можем.
  • Родился на месяц раньше (кесарево).
  • Сел месяцев в семь, пополз примерно в 8-9 месяцев. Пошел примерно в 1,2.
  • Гулил мало. Когда начал затрудняюсь сказать.
  • В еде очень избирателен. Что не нравится говорит фу. Малоежка и привереда. На горшок ходит, обращенную речь понимает. Выполняет просьбы. Мелкая и крупная моторика неплохо развиты.
  • У нас короткая уздечка языка, на сосание это не отражалось.
  • Пассивный словарь хороший.

Может вы что-нибудь нам посоветуете

Нескучная логопедия

Анна Лукина, ответьте пожалуйста на несколько вопросов (для удобства ответы я размещу сразу, после вопросов).

  • Когда вы последний раз были у невролога и что говорит врач? У невролога были давно. В 1 год в поликлинике. Там у нас с неврологами не складываются отношения и в 1,5 года к нам приходил на дом. Сказал, что все в порядке должен заговорить вовремя.
  • В еде меня больше интересует не разнообразие, а то какую пищу ест (перетертую или твердую), как пережевывает и глотает (есть затруднения, поперхивания или нет). Ест твердую пищу, может полоскать горлышко. Пищу глотает мы едим с общего стола давно.
  • Смутила короткая уздечка. Насколько она короткая, что говорит стоматолог. Ребенок может высунуть язык наружу) Может поднять его к носику, опустить к подбородку? Но при этом язык делится как яблочко на 2 части. Или язык плотно лежит внизу рта? Насчёт уздечки. До года наш язык вообще не высовывался. В год (примерно) научились его высовывать. К носу поднять не может. Когда к подбородку опускает язык, то он делится. Ходили к стоматологу (хирургу), сказал есть тяж (если я правильно говорю), но подрезать его будут в 4-5 лет. Сейчас учимся делать часики, начал шевелиться.
  • Может или нет соединить согласный с гласным звуком и произнести его по подражанию за вами? (ам, ма, ов, во и т.д.) Не те слова, что произносит, а повторить именно за вами те слоги, которые вы медленно ему показываете (произносите, четко артикулируя). У нас с артикуляцией пока не очень. И повторять за мной желания нет. Пока ждали вашего ответа появился некий прогресс, сказал игого (была разовая акция). Ку ку - это теперь наша любимая фраза. За мной повторяет если ему это интересно гласные говорит [а, о, у, и]. При [у] неправильная артикуляция.
  • Какие гласные звуки кроме [А] может произнести. Какие упражнения может сделать (по подражанию за вами) из этой артикуляционной гимнастики:
Артикуляционная гимнастика для малышей с рождения. Как гимнастика для губ помогает запустить речь у неговорящих детей
Нескучная логопедия17 октября 2022

Губы в трубочку (как при звуке у) вытянуть не получается. Посмотрела артикуляционную гимнастику, мы из всей можем сделать, пожалуй только, окошко (если я правильно запомнила), как при звуке а. Но мы над этим работаем. Сегодня у нас язык сдвинулся к правому уголку губ (не могла не похвастаться🙂).

  • Как развита воздушная струя. Может ли надувать мыльные пузыри, сдувать одуванчики, свечки (губы трубочкой). Пузыри надувает, хотя опять же губы трубочкой не складывает.
  • Может ли надувать и втягивать щеки и цокать языком как лошадка? Языком цокать не сможет и щеки надувать тоже не получается, такое ощущение, что не понимает как это делать.
  • Что именно может делать ребенок руками (вы пишете мелкая моторика хорошо развита). Насчёт мелкой моторики, мы нанизываем бусинки, собираем разнокалиберные бусинки по 1 штучки. Можем скатать колбаску из пластилина (хотя ему не нравится консистенция). Любит собирать крошечки и всякую мелочь, может взять щепотку сахара.

Ответ логопеда

Изучив вашу ситуацию могу сказать следующее.

Невролог

Так как проблемы с речью вы у своего ребенка наблюдаете, то консультацию невролога, получить нужно. Пусть даже в поликлинике. Чтобы за явными проблемами с уздечкой не пропустить неврологическую симптоматику. Ведь мышцы, участвующие в артикуляции звуков у вас тоже развиты пока недостаточно. И невролог должен посмотреть почему ребенок не может четко произнести гласные и подуть. Есть неврологические проблемы или нет, может решить только специалист после осмотра ребенка. И если врач назначит лечение, то пройти его нужно сразу (чем раньше, тем лучше). Пока ребенок находится в сензитивном периоде развития.

"Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3 лет." (Википедия)

То есть, сейчас (в дошкольном детстве) ещё можно полностью компенсировать нарушенные моменты. И это можно сказать не только о речи.

Физическое развитие

  • Несмотря на небольшую "задержку" в раннем физическом развитии (Сел месяцев в семь, пополз примерно в 8-9 месяцев. Пошел примерно в 1,2 года ) в вашем случае (родился на месяц раньше) - это допустимо. Так как ребенок родился немного раньше срока, то ему потребовалось немного больше времени на развитие этих процессов.
  • Мелкая и общая моторика. Вы большая молодец, что так разнопланово работаете над этим моментом и не боитесь давать ребенку такие мелкие предметы (конечно под контролем взрослого). Так держать. Продолжайте работать дальше.
  • Артикуляционная моторика. Как я уже начала вам писать, трудности с развитием артикуляционной моторики у вашего малыша есть. И сейчас я пока не буду касаться уздечки. Я говорю о мышцах щек и губ. Вам нужно обязательно над этим работать.
  • Уздечка. Судя по тому, что вы описали, она у вас действительно короткая. Жаль, что вам её не подрезали в месяц или чуть позже. Теперь да, нужно будет подождать. Стоматологи как правило делают это в 4-5, а некоторые только в 6 лет. Постарайтесь найти клинику, где пластику уздечки делают не скальпелем, а лазером. Это менее травматичный процесс и легче переносится ребенком. Что можно и нужно делать сейчас: уздечку можно растянуть. Процесс этот не быстрый и чувствительный для ребенка. Но нужный. Выполняйте массаж и артикуляционные упражнения для растягивания уздечки. Возможно пластика в итоге вам и не потребуется (такие случаи в моей практике были). Вы уже начали замечать, что язык становится немного подвижнее. Продолжайте в том же духе.

Подражание

Учите малыша подражанию в игровой форме. Как учить подражанию я писала в статье:

Запуск речи "молчуна". Чему его обязательно нужно научить. Советы логопеда
Нескучная логопедия5 октября 2022

Стимулируйте его интерес. Стимуляция бывает не только материальная (конфетка, игрушка), но и эмоциональная (когда ребенок стремится победить или например получить больше кубиков, чтобы его башня была выше). Немного о подобной стимуляции интереса я описывала в статье:

#5 "Где позвонили или ПРЯТКИ со звуками." Игра для раннего возраста (1-3 года) и детей с нарушением речи для развития фонематического слуха
Нескучная логопедия19 ноября 2022

Это очень важно, чтобы вы научились этому вместе с малышом, ведь именно подражая вам ребёнок осваивает такой сложный процесс - речь.

Общее речевое развитие

Очень хорошо, что у вас начала появляться короткая фраза. продолжайте развивать пассивный словарь, артикуляционную моторику и подражание. Постепенно (не сразу) учите повторять за вами не только движения и отдельные звуки, но и слоги! И у малыша начнут появляться новые слова ещё быстрее. Всё у вас обязательно получится.

Анна, очень надеюсь, что мой ответ будет вам полезен.

Поделитесь потом своими успехами.

Как и обещала, размещаю ссылку на подборку, где размещены все статьи с моими ответами на ваши вопросы:

Ответы на ваши вопросы

Дорогие друзья, буду рада прочитать в комментариях, как развиваются ваши малыши. Задавайте вопросы. Желаю вашим детям крепкого здоровья и своевременного развития.

Дорогие читатели, если вам интересны статьи такого плана, пожалуйста поддержите лайком 👍.
Мне очень важно узнать ваше мнение 🙏!

Поделитесь ссылкой на статью в своих соцсетях🙏!

Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍