Вам знакомо имя - Фридрих Христиан Кехли?
Клеймо именно этого прославленного петербургского ювелира стояло на золотом “кабинетском” браслете, выставленном на коллекционном аукционе в 1998 году. Почти за 13.000 долларов драгоценность стала собственностью Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль”.
Работы Фридриха Христиана Кехли единичны в музейных собраниях России и крайне редко встречаются на мировом антикварном рынке. В Оружейной палате Московского Кремля находится только одна вещь Кехли - великолепный золотой портсигар с рельефными чеканными лучами, исходящими из крупного голубого бриллианта. Он был подарен вдовствующей императрицей Марией Федоровной сыну - императору Николаю II - на именины в 1898 году и содержит внутри гравированную надпись: “Дорогому Ники от Мама”. Фридрих Кехли, как и его сын и компаньон Теодор Фридрих, занимал очень прочные позиции при дворе и всегда пользовался знаками благоволения со стороны высочайших особ. Владелец фирмы имел высокое звание поставщика двора императрицы Марии Федоровны и оценщика кабинета Его Императорского Величества. Теодор Фридрих, закончивший в 1890 году Императорскую Академию Художеств в Петербурге, также носил звание оценщика кабинета.
В 1903 году отцом и сыном был основан торговый дом “Кехли Ф.И. и Ф.Ф.”, просуществовавший до 1911 года. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Фридрих Кехли был членом жюри и выставлял свои вещи “вне конкурса”. Помимо него из всех русских ювелиров подобной чести был удостоен только Карл Фаберже. Но, надо сказать, что предприятие Кехли, основанное еще в третьей четверти XIX века, по своим размерам не шло ни в какое сравнение с огромной империей Фаберже. Круг вещей, выпускаемых фирмой, был ограничен: она специализировалась на изготовлении небольших золотых предметов с камнями и без - украшений, аксессуаров, портсигаров, драгоценной галантереи. Однако ювелирное заведение Кехли носило элитарный характер и работало по заказу кабинета Его Императорского Величества.
Вернемся же к браслету. Сия драгоценность была выполнена в период с 1896 по 1908 год. Браслет имеет мягкий шин в виде массивной золотой цепи красивого сложного плетения, сделанной вручную. Тогда, в начале XX века, были в моде подобные ленточные браслеты из золота или сотканные из драгоценных камней и жемчуга. Они сменили широкие браслеты с твердым шином на шарнире..
Центральная часть браслета представляет собой ажурную вставку в виде гербового орла, усыпанного алмазными “розами”, с сапфиром-кабошоном посередине. Эмблема русского царства помещена в фигурный картуш, боковые лепестки которого своими изысканными очертаниями напоминают старинные кокошники.
Все камни закреплены “a jour” так, что свет проникает снизу, освещает камни изнутри, что придает этому нарядному и одновременно торжественному изделию еще больше блеска и великолепия.
Изготовление "кабинетских" вещей с их заданными композиционными схемами, фиксированными разрядами и ценами не было для Кехли ремеслом без вдохновения. Прекрасный мастер умел создавать официальные, но при этом художественно выразительные изделия, которые отвечали высоким стандартам моды и качества. Они нравились как высочайшим заказчикам, так и тем, в подарок кому предназначались.
Был ли этот браслет подарен юной фрейлине или преподнесен артистке императорских театров? Или он так и оставался в запасе кабинета вплоть до 1917 года? И был национализирован новой властью в числе другого имущества.. Как бы там ни было, браслет попал, можно сказать чудом, в собрание Оружейной палаты, представляя образец русских кабинетных драгоценностей, рассыпанных по всему миру, и являясь одним из символов исчезнувшей империи.