Найти тему

Международная регистрация товарного знака

Оглавление

В этой статье мы поговорим о том, как защитить свой бренд за пределами России и как обезопасить свой бизнес от недобросовестных конкурентов. Возникает очень много вопросов о том, что из себя представляет международная регистрация товарного знака, как его получить, какие преимущества это дает и когда стоит приступать к действиям? Давайте разбираться…

Когда стоит приступать к регистрации товарного знака за рубежом?

Мы рекомендуем это делать на этапе, когда Вы приняли решение продавать свою продукцию (оказывать услуги) на территории другого государства. Это может быть как прямое производство, продажа через дистрибьютеров, либо реализация через международные маркетплейсы (Amazon, Alibaba и другие). При этом во многих маркетплейсах наличие прав на обозначение будет преимуществом при создании личного кабинета продавца, и поможет поднять престиж бренда.

К тому же немаловажно позаботиться об оформлении своего бренда в момент, когда логотип уже стал узнаваем в России, и Вы вкладываете много средств в маркетинг, что делает бренд узнаваемым. Часто это привлекает патентных троллей, которые используют узнаваемость бренда и отсутствие охраняемости знака в своем государстве и оформляют бренд на себя.

Самым частым примером здесь, к сожалению, является рынок Китая, где предприниматели очень часто копируют чужие названия и делают реплики товаров. Интеллектуальная собственность в Китае хорошо развита, и любой предприниматель первым делом подает на оформление бренда, а уже потом запускает производство. Конечно, встречаются и недобросовестные конкуренты. Например, с такими троллями столкнулась компания Apple.

В феврале 2012 года суд города Хуэйчжоу признал права китайской компании ProView Technology на торговый знак iPad. Из этого решения следовало, что Apple обязана была прекратить продажи iPad устройств на территории КНР, а это один из самых больших рынков сбыта американского техногиганта. В результате компания была вынуждена заплатить 60 млн. долларов компании ProView Technology за покупку этого обоначения.

Не самые приятные последствия, верно? Именно поэтому не стоит откладывать процедуру оформления бренда, особенно в том случае, если бренд уже стал узнаваемым и имеет определенную репутацию у потребителя.

Порядок регистрации международного товарного знака

С чего же начать?

1. Выбрать территорию оформления

В первую очередь нужно определиться с территорией оформления. Процесс оформления товарного знака имеет территориальный характер. Охрана на бренд предоставляется именно на территории той страны, в которой Вы получили свидетельство. Это может быть территория одного или нескольких государств, или всего мира, либо территория государств, входящих в определенный союз или ассоциацию (Например Евросоюз, Евразийский союз и т.п.).

2. Подобрать режим

После выбора территории, необходимо определиться с режимом регистрации международного товарного знака в России. Таких режимов несколько.

Национальный режим

Данный режим означает, что Вы подаете заявку на получение свидетельства в патентное ведомство отдельной страны. При этом напрямую подать документ Вы не можете, Вам необходимо найти патентного поверенного, аккредитованного в необходимом государстве. Кроме того, документы должны быть поданы на языке необходимой страны и далее уже проходить оформление обозначения по всем процедурам, которые предусмотрены в этом ведомстве. В каждой стране есть свои нюансы. Например, в ОАЭ нельзя оформить одновременно несколько классов в одной заявке, каждый класс МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) оформляется как отдельный знак. В США необходимо предоставить гарантию, что Вы будете использовать свой товарный знак в отношении всех упомянутых в документе товаров и услуг и т.д.

Данный режим подходит в том случае, если Вы решили открыть бизнес в одной или нескольких странах, и если они не входят в международные соглашение о регистрации товарных знаков (Мадридское соглашение и протокол к нему).

Из минусов данного режима:

  1. Наличие местного патентного поверенного
  2. Высокая стоимость услуг
  3. Высокая стоимость пошлин
  4. Длительная процедура

Регистрация товарного знака по Мадридской системе

Это наиболее популярная система. Смысл этой системы в том, что при наличии заявки или оформленного обозначения на территории своего государства, можно расширить действие этого знака на территории других стран участниц Мадридского протокола. В настоящее время в Мадридском союзе насчитывается 112 членов, которые представляют 128 стран. На долю этих членов приходится более 80% мировой торговли, и она может расти по мере увеличения числа членов Союза.

В рамках этой процедуры предусмотрен упрощенный режим оформления, который состоит из следующих этапов:

  1. Документ об оформлении можно подать через свое национальное ведомство. При этом Роспатент самостоятельно осуществляет пересылку документов в ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности)
  2. Пошлины уплачиваются в строго регламентированном порядке. Вначале оплачивается пошлина за подачу мадридской заявки, а затем оплачивается пошлина относительно выбранной территории. При этом размер пошлин, может в некоторых государств отличаться. Например, стандартный размер пошлины составляет 100 шв. Франков, а в ОАЭ этот размер может превышать 2000 шв. Франков.
  3. После прохождения формальной экспертизы ВОИС публикует заявку и сразу присваивает номер.
  4. Процесс оформления предусматривает уведомительный порядок, т.е. ведомство публикует данные о процедуре, а затем в течении определенного периода (от 6 до 18 месяцев), любое заинтересованное лицо вправе направить возражение против оформления в отдельной стране. В случае, если в указанный срок такое возражение не поступит, регистрация будет предоставлена в этой стране.
  5. Статус документа можно отслеживать на сайте ВОИС, в электронной форме, что очень удобно

В дальнейшем этой заявкой легко управлять, продлевать срок действия знака, вносить изменения в сведения о заявителе, адресе для переписки и прочее.

Минусы данной системы:

  1. Обязательно наличие заявки или уже охраняемого обозначения
  2. Зависимость международной регистрации от статуса национальной регистрации в течение 5 лет. Если, к примеру, национальный знак будет аннулирован, или в регистрации заявки будет отказано, это может привести к аннулированию международной заявки.
  3. В случае получения возражения, ответ подается в национальное ведомство, из которой поступило возражение. Чтобы на него ответить, надо будет заплатить местному поверенному.
  4. Несмотря на огромное количество членов Мадридского союза, некоторые территории в него не входят.

Данный режим наиболее предпочтителен, так как он наиболее бюджетный, быстрый и удобный.

Европейское патентное ведомство

Также, если Вы собираетесь получить регистрацию на территории Евросоюза, то можно подать заявку в Европейское патентное ведомство. В данном случае Вы также запрашивайте регистрацию через местного патентного поверенного, но при этом пошлину за подачу в каждую конкретную страну ЕС платить не нужно. Вы сразу оплачиваете пошлину за подачу документа во все страны Евросоюза, что может существенно сэкономить ресурсы.

Основной минус режима- если будет получен отказ о регистрации, то европейская заявка будет аннулирована. Кроме того, в случае получения возражения опять же необходимо обращаться к местному патентному поверенному той страны, от которой пришло возражение.

На данный момент в мире есть много систем оформления обозначений и для хорошего специалиста не составит большого труда подобрать для вас наиболее подходящий вариант регистрации с минимум рисков и затрат.

Делитесь в комментариях с какими трудностями Вы столкнулись при оформлении международного товарного знака. Мы поможем вам их разрешить и ответим на все интересующие Вас вопросы!