Найти в Дзене
Чехонте ТВ

"Дюжина ножей в спину революции". Часть 2

Добрый день, друзья. Сегодня продолжим наше путешествие, на этот раз в самое начало 20 века, который принято называть Серебренным веком. Читать первую часть. Аркадии Аверченко Только что произошла Октябрьская революция 1917 года. Аркадий Тимофеевич Аверченко - писатель-сатирик, драматург и театральный критик, революцию не принял и бежал из столицы.
Из-за резких и негативных высказывания в июле 1918 года большевики закрыли "Новый сатирикон" вместе с другими оппозиционными изданиями. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (Крым, был занят белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, пробираясь через Россию и оккупированную немцами территорию в Крым.
Зимой 1919 года через Ростов-на-Дону он прибыл в Крым. Дом по адресу Нахимовский проспект, 30, в котором поселился писатель, заметно выделялся великолепным фасадом в четырнадцать окон, балконами и магазинами с роскошными интерьерами.
Аверченко выступал с публичными вечерами юмора, как фельето
Аркадий Аверченко
Аркадий Аверченко

Добрый день, друзья. Сегодня продолжим наше путешествие, на этот раз в самое начало 20 века, который принято называть Серебренным веком.

Читать первую часть. Аркадии Аверченко

Только что произошла Октябрьская революция 1917 года. Аркадий Тимофеевич Аверченко - писатель-сатирик, драматург и театральный критик, революцию не принял и бежал из столицы.
Из-за резких и негативных высказывания в июле 1918 года большевики закрыли "Новый сатирикон" вместе с другими оппозиционными изданиями. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (Крым, был занят белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, пробираясь через Россию и оккупированную немцами территорию в Крым.
Зимой 1919 года через Ростов-на-Дону он прибыл в Крым. Дом по адресу Нахимовский проспект, 30, в котором поселился писатель, заметно выделялся великолепным фасадом в четырнадцать окон, балконами и магазинами с роскошными интерьерами.
Аверченко выступал с публичными вечерами юмора, как фельетонист печатался в газете "Таврический голос". На короткое время летом 1919 года в Крыму утверждается власть Крымской ССР под руководством Д. И. Ульянова. Аверченко, не успевший отплыть с французами, пережидает, но террора, как в 1917 году при Крымской ССР не произошло, и позиция Аверченко в поддержку Доброармии (фельетон "О буржуях и прочем таком") последствий для него не имела. Вскоре Крым опять захватили белые.
В апреле 1920 года Аверченко открывает в Севастополе
театр-кабаре "Гнездо перелетных птиц". Театр занимал небольшое полуподвальное помещение в доме 8 по улице Екатерининской. Представления театра получили признание публики. Летом труппа театра успешно гастролировала по Югу России, посетив Евпаторию и Симферополь.

Фото А. Аверченко. 1920г.
Фото А. Аверченко. 1920г.

С июля 1919 года Аверченко работал в газете "Юг России", агитируя за помощь Добровольческой армии. Сотрудничает с импровизированным "Театром актёра".
С 1920 году пишет в пользу Русской армии барона П. Н. Врангеля. В Симферополе в типографии «Таврического голоса» в 1920 году был отпечатан первый тираж его книги "Дюжина ножей в спину революции". Анонс в газете вышел 24 июня: "
Печатается и на днях поступит в продажу новая книга Аркадия Аверченко „Дюжина ножей в спину революции“. К сожалению первое издание книги обнаружить не удалось. В 1921 году вышло второе издание книги в Париже.

Дюжина ножей в спину революции". Париж, 1921г.
Дюжина ножей в спину революции". Париж, 1921г.

И теперь внимание. Вот какую рецензию написал В.И.Ленин этому сборнику: - "Это книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко. Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки.
До настоящего пафоса, автор поднимается лишь тогда, когда говорит о еде. Как ели богатые люди в старой России, как закусывали в Петрограде - нет, не в Петрограде, а в Петербурге - за 14 с полтиной и за 50 рублей.
Автор описывает это прямо со сладострастием: вот это он знает, вот это он пережил и перечувствовал, вот тут уже он ошибки не допустит.
       В последнем рассказе: "Осколки разбитого вдребезги" изображены в Крыму, в Севастополе бывший сенатор - "был богат, щедр, со связями" - "теперь на артиллерийском складе поденно разгружает и сортирует снаряды", и бывший директор "огромного металлургического завода, считавшегося первым на Выборгской стороне. Теперь он - приказчик комиссионного магазина, и в последнее время приобрел даже некоторую опытность в оценке поношенных дамских капотов и плюшевых детских медведей, приносимых на комиссию".
    И воспоминания перерываются восклицаниями: "Что мы им сделали? Кому мы мешали?"... "Чем им мешало все это?"... "За что они Россию так?"...
       Аркадию Аверченко не понять, за что. Рабочие и крестьяне понимают, видимо, без труда и не нуждаются в пояснениях.
       Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять.
    "Правда" No 263, 22 ноября 1921 г.
       Подпись: Ленин

Прямое сотрудничество с Врангелем не сулило Аверченко в будущем ничего хорошего. Перекоп пал, и 15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. 13 ноября Аверченко в ходе Крымской эвакуации на одном из последних пароходов отплыл в Константинополь.

Предлагаю посмотреть фильм "Гении и злодеи. Аркадий Аверченко" об этом периоде в творчестве писателя снятый компанией "Цивилизация" в 2005 году.

Друзья, если вам понравилось, если вам интересно - присоединяйтесь. Очень интересно узнать ваше мнение о публикации. Пишите!

Всем мира, здоровья, любви, благополучия!