Хорошо помню, как в моем детстве женщина – почтальон ходила от дома к дому с тяжелой сумкой. В любую погоду она разносила письма и газеты. В каждой семье её ждали. Тогда письма были, пожалуй, единственным средством связи, даже стационарные телефоны в то время – большая редкость.
Нынешнее поколение давно отвыкло от бумажных писем, их заменили короткие мобильные сообщения, даже, чтоб выразить свои чувства и эмоции, уже не нужно подбирать слова, достаточно поставить веселый или грустный смайлик.
Конечно, развитие технологий многое принесло в нашу жизнь, и общаться стало легче, и не нужно ждать, когда дети наконец-то соизволят сфотографировать внуков и послать бабушке снимок, теперь есть возможность видеть, как растут малыши, как начнут улыбаться и делать первые шаги.
Но вместе с бумажными письмами все-таки что-то такое неповторимое ушло в лету. Теперь, если найдешь конверт в почтовом ящике – это обязательно что-нибудь не очень приятное. Или письмо из налоговой, или штраф за нарушение правил дорожного движения.
Мои ровесники, конечно, хорошо помнят, что такое ждать весточки от родных и потом зачитывать до дыр бумажный листочек.
А школьные записки? Нужно было умудриться написать на клочке бумажки, да еще передать так, чтобы учитель не заметил. На новогодних вечерах ставили в центре класса ящик, куда мы складывали поздравления друг другу, можно было анонимно пожелать что-нибудь мальчишке, который нравился. Так просто ведь не подойдешь и не скажешь, мы тогда еще умели стесняться.
Когда мы учились в четвертом классе, к нам в школу пришло письмо от девочки из Дагестана. На конверте было написано – ученикам четвертого класса. Откуда она узнала про нашу небольшую деревеньку, история об этом умалчивает. Но для нас тогда это было приветом из другого мира. Девочка рассказывала о своей школе, о таком далеком и загадочном Дагестане.
На письмо мы отвечали всем классом. Вернее, его, конечно, сочинила классная руководительница и прочитала всем ученикам. Мне тогда письмо показалось скучноватым, но с учителем же не поспоришь, и я старательно переписала его своим красивым детским почерком. Обидно, но ответа мы так и не получили. Учительница обвинила в этом мою одноклассницу, она откуда-то узнала, что девочка написала письмо в Дагестан лично от себя.
После окончания восьмого класса я уехала учиться в большой город и вот тогда узнала в полной мере, что такое ностальгия. Не проходящая, постоянная тоска на душе, и письма от родителей и от бывших одноклассниц были глотком свежего воздуха. Хоть немного, но улучшали настроение. И только через год, сидя на автобусной остановке, я вдруг поймала себя на том, что как будто исчез ком в груди, стало легче дышать, из головы исчезли постоянные мысли о доме. Стала привыкать.
Тогда мы, шестнадцатилетние девчонки, жили мечтами и романтическими чувствами, многие находили друзей по переписке. Не помню уже откуда, но у меня тоже появился адрес незнакомого мальчишки. Но я так и не решилась написать ему письмо от своего имени, писала от имени подруги, с её, конечно, разрешения. Мне очень нравилось с ним общаться, наша дружеская переписка продолжалась где-то с полгода. Потом мне стало обидно, что он называет меня чужим именем, и я решилась открыться. Извинилась в письме, написала, как меня зовут. Как и следовало ожидать, ответа я так и не получила.
Конечно, сейчас это кажется глупым, или я была слишком застенчивой тогда, но опять отправила письмо на этот раз знакомому мальчишке. Снова не хватило смелости признаться, так и переписывалась с ним от имени всё той же подруги. Общение как-то потихоньку сошло на нет.
Чаще всего девчонки писали письма в армию. Молодые солдаты тоже нуждались в общении и охотно включались в переписку. Конечно, чаще всего эти романы в письмах заканчивались ничем, но были и интересные истории.
Одна девушка долго переписывалась с парнем, уже надеялась на продолжение отношений, но однажды получила необычное письмо. Оно было красиво оформлено, имело яркий заголовок. Красной пастой старательно было выведено: Последнее письмо. И начиналось так:
- Здравствуй, Таня. Вот пишу тебе последнее письмо.
Свое решение парень объяснял тем, что срок службы у него заканчивается и на следующей неделе уже отправится домой, поэтому больше писать не будет. Девушка всем показывала это разукрашенное послание и смотрела непонимающими глазами, искренне недоумевая, как он мог так с ней поступить.
А Маринка, одна из самых красивых девочек нашей группы, чуть не влипла в историю с такой перепиской. Солдат, которому она написала, оказался местным, то есть из одного из поселков нашей области. И, когда пришла ему пора демобилизоваться, он сообщил Марине о скором приезде. В городе у него жила родная тетя, и он планировал погостить здесь несколько дней.
Марина с нетерпением ждала его приезда, и, когда он появился, проводила с ним целые дни, даже уроки стала прогуливать. Через три дня они вместе пришли к директору училища. Оказалось, она собралась бросать учебу и уезжать в поселок. Вечером она уже знакомила подруг со своим будущим мужем и приглашала на предстоящую свадьбу.
Но тут, к счастью, вмешалась мастер группы. Она была тогда совсем молодая, но, как оказалось, не безразличная к нашим судьбам. Она появилась вечером в общежитии и заявила Маринке, что никуда её не отпустит. Учиться оставалось всего несколько месяцев, а девушке еще не исполнилось и восемнадцати.
- Что вам мешает пока просто переписываться? – говорила она, - успеете еще пожениться, а пока ты несовершеннолетняя, я за тебя отвечаю.
Как-то ей удалось убедить Маринку не торопиться с переездом, а то неизвестно, чем бы могла закончиться эта история. Парень, уехав на следующий день домой, что-то очень быстро забыл про свою внезапную молниеносную любовь, даже не написал ни одного письма.
Да и у Марины слезы слишком быстро высохли. Училище она закончила. А мне и тогда, и сейчас по происшествии времени, непонятно, как могла красивая, яркая девочка, имеющая кучу воздыхателей, влюбиться в какого-то невзрачного, непривлекательного паренька, к тому же не блещущего хорошими манерами.
Конечно, были и другие истории. Парень с девушкой случайно познакомились на свадьбе родственников, пообщались всего один вечер, на другой день разъехались по своим домам. Потом переписывались три года, юноша тоже отслужил в армии. А, когда встретились, через три дня подали заявление в загс. И до сих пор живут в любви и согласии.
Были и такие письма, которые оставили неприятные воспоминания. Уже взрослая и проживающая в рабочем общежитии, но видимо всё такая же наивная, однажды в поисках справедливости, написала от себя и от соседок заявление в Комитет Советских Женщин. Не буду описывать ту ситуацию, очень не хочется переживать её заново, скажу только, что последствия навсегда отбили у меня желание жаловаться и искать справедливость в высших инстанциях.
И сейчас еще в фотоальбомах берегу случайно сохранившиеся помятые листочки, письма от отца, от дяди, от свекрови, как привет из далекого прошлого. И, конечно, отдельной стопкой письма от сыновей из армии, иногда бережно их перечитываю.
Да, это прекрасно, когда есть интернет, возможность общаться в любое время, но бумажные письма, они все- равно душевнее что ли. Это наша молодость, наша история, наши воспоминания.