Найти в Дзене
ProTRUбоPROводы

Как бороться с фальсификацией в России

Необходимость системного противодействия фальсификату на законодательном уровне существует давно. Доля фальсификата на рынке строительной продукции России составляет около 25% или 2 трлн. рублей убытков в год для бюджета страны. Мы уже писали об этой проблеме в статьях на Дзене: «Леруа Мерлен и Петрович продают фальсификат? Результаты контрольной закупки трубной продукции АПТС» и «Ненадежная канализация: какие трубы продают в строительных магазинах России». В чём причина Главная причина расцвета фальсификата — отсутствие государственных подходов к регулированию в сфере незаконного оборота продукции. Это значительно усложняет работу органам госнадзора, потребителям продукции, оставляет их один на один с производителями фальсификата без действенных инструментов борьбы. Законодательство РФ не предусматривает наказания за производство, реализацию, применение фальсифицированных стройматериалов. В Федеральных законах отсутствует даже определение такой продукции, её признаки и характеристики
Оглавление

Необходимость системного противодействия фальсификату на законодательном уровне существует давно. Доля фальсификата на рынке строительной продукции России составляет около 25% или 2 трлн. рублей убытков в год для бюджета страны.

Мы уже писали об этой проблеме в статьях на Дзене: «Леруа Мерлен и Петрович продают фальсификат? Результаты контрольной закупки трубной продукции АПТС» и «Ненадежная канализация: какие трубы продают в строительных магазинах России».

В чём причина

Главная причина расцвета фальсификата — отсутствие государственных подходов к регулированию в сфере незаконного оборота продукции. Это значительно усложняет работу органам госнадзора, потребителям продукции, оставляет их один на один с производителями фальсификата без действенных инструментов борьбы.

Законодательство РФ не предусматривает наказания за производство, реализацию, применение фальсифицированных стройматериалов. В Федеральных законах отсутствует даже определение такой продукции, её признаки и характеристики.

Отсутствие госнадзора за соблюдением требований

Следует отметить, что в случае отсутствия специального отраслевого законодательства, которое вводит понятие «фальсифицированной продукции», применяют общие положения законодательства о техническом регулировании.

Оно оперирует понятием «продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции».

И тогда при выявлении нарушения применяют статью 14.43 КоАП «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов».

Между тем понятие «фальсифицированная промышленная продукция» и понятие «продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов», не являются тождественными.

Для фальсифицированной продукции можно выделить отдельные признаки:

  • во-первых, такой продукт не соответствует предъявляемым к нему обязательным требованиям;
  • во-вторых, имеет место ситуация, когда несоответствие умышленно скрывается в корыстных целях: некорректное составление сопроводительных документов, проведение фиктивных процедур оценки соответствия, например.

Представляется, что с точки зрения публичных правоотношений фальсифицированная продукция представляет бОльшую общественную опасность, чем просто нарушение требований технических регламентов и иных обязательных требований к продукции, т.к. содержит элемент умышленного корыстного введения в заблуждение, обмана.

Поэтому такое деяние должно пресекаться мерами, соответствующими уровню его общественной опасности. При этом подавляющая масса промышленной продукции, относится к отраслям, где отсутствует наказание за фальсификат.

Почему сложилась такая ситуация

Полномочиями по привлечению ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ обладают органы госнадзора за соблюдением требований технических регламентов.

Однако, в июне 2021 года приняли Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ, который предусматривает устранение отдельного вида госнадзора за соблюдением требований технических регламентов.

В результате на данный момент (на момент публикации этой статьи) ни один из органов государственной власти не обладает полномочиями по осуществлению госнадзора за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов.

Таким образом, сегодня привлечь к ответственности ни за фальсификат, ни за несоответствие продукции требованиям техрегламентов или обязательных стандартов, невозможно.

Не стоит также забывать о том, что после прохождения оценки соответствия в форме обязательной сертификации или декларирования (часто формально), продукция остается, по сути, бесконтрольной, обращаясь на рынке.

Органы по сертификации проверяют образцы продукции единовременно и после выдают сертификаты соответствия в зависимости от схемы, но как правило, на серийное производство. Срок действия сертификата составляет несколько лет.

При этом действующие механизмы последующего контроля качества продукции, такие как инспекционный контроль со стороны органа по сертификации, не являются эффективными. Это связано с тем, что система оценки соответствия функционально не предназначена для контроля за продукцией, находящейся в обороте.

И что теперь

Есть и хорошая новость!

По нашему мнению, сейчас появился шанс, что в ближайшее время государство начнёт разбираться с этой проблемой. Подробнее об этом расскажем в следующей публикации.