Найти в Дзене
Христианский Компас

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Друзья, братья и сестры, сердечно поздравляю Вас всех с праздником Введения(Входа) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По мнению большинства исследователей, он является позднейшим из всех двунадесятых праздников установленных Церковью, одновременно с этим попадая и на конец обычного календарного года. Дата установления ориентировочно VIII век, одно время он являлся частью другого события - Рождества Пресвятой Богородицы, хотя почитание, как самостоятельного праздника имелось в некоторых поместных Церквах, например в Иерусалимской, ещё в первых веках. В X и особенно в XI веке, Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии окончательно приобретает все черты полноценного праздника: торжественное богослужение, предпразднство и попразднство.

По преданию, святой Анне перед зачатием явился Ангел, который возвестил Ей благую весть о предстоящем рождении долгожданного ребёнка. (Тогда бездетность считалась величайшем несчастьем и от детей не пытались избавиться, как в наше развращенное просвещенное время) Родители дали обещание, что посвятят дитя Богу.

Рождество Пресвятой Богородицы. Иллюстрация из открытых источников.
Рождество Пресвятой Богородицы. Иллюстрация из открытых источников.

Родилась девочка, которую назвали Мария. И вот по достижении трех-летнего возраста Иоаким и Анна приводят Её в храм Господень, в котором их встречает первосвященник Захария( будущий отец Иоанна-Крестителя) и множество священников. Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»:

…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении

По преданию, Захария, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая Святых, куда из всех людей только раз в году мог входить первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

Приснодева осталась жить при Иерусалимском Храме, по различным сведениям до 12-14 лет, пока не была обручена старцу-вдовцу Иосифу. Её жизнь в это время напоминала монашескую: строгое расписание молитв, рукоделие, чтение книг. В некоторых источниках указывается, что будущая Пресвятая Богородица так же пребывала в общении с Ангелами, которые приносили её пищу.

Икона: Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иллюстрация из открытых источников.
Икона: Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иллюстрация из открытых источников.

Безусловно, многое из данного отрезка жизни Девы Марии было взято из апокрифов, но несмотря на это, как я уже говорил, Предание об этих событиях идет с глубокой древности. К тому же, анализом достоверности занимались многие авторитетные Святые Отцы, например Григорий Нисский. Отдельное "Слово На Введение во храм Пресвятой Богородицы" имеется у свт. Григория Паламы.

И так, почему же Церковь решила выделить данное событие, как отдельный праздник. На это имеется несколько причин.

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии символично отражает Тайну Боговоплощения. Подобно тому, как только Исключительная Святость Девы Марии позволила войти в Святая Святых Иерусалимского Храма, Её Собственное Тело стало Храмом для Логоса, Второй Ипостаси Святой Троицы.

Аскетическая жизнь Богородицы до Её обручения показывает нам, что Святость не есть, что-то статичное. Душа освящается непрерывно, а для того, что бы Святой Дух почивал на человеке - нужен каждодневный подвиг. Дева Мария, как и прочие люди, унаследовала Первородную Порчу(Повреждение), следовательно, не смотря на Исключительную Святость, Сама Богородица не была свободной от греха. В этом кстати говоря ещё одно различие между Православной Церковью и католицизмом. Там, Богородица "искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына", т.е. лишена Первородного Повреждения. Данная ересь, кстати возведеная на уровень догмата, была принята католиками в 19 веке, как и другая о" безошибочности папы римского"(1854 и 1869 гг).

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

Помимо символического значения, духовно-нравственного, мы здесь ещё и находим такое явление, как жертвенность.

Святые Иоаким и Анна отдают свою единственную и любимую дочь на служение Господу. Тоже кстати интересный момент. Как часто родители протестуют против того, что бы человек связал свою жизнь с монашеской, хотят что бы он был, "как все": двигался по т.н. карьерной лестнице, женился, нарожал детей. Такие родители забывают, что служение Богу это величайшая честь и что по молитвам таких детей, ставшим монахами и монахинями, дети, могут вымолить из глубин ада, своих часто непутевых родителей, всю свою жизнь отдавших меркантильных интересам и праздному времяпровождению.

Сама Дева Мария добровольно вступает на этот путь, преодолевая каждую ступень Иерусалимского Храма и вступая в новую, полную ограничений аскетическую жизнь.

Пророчество в Эдеме о Рождении Спасителя от Пречистой Девы, т.н. "Первоевангелие". Иллюстрация из открытых источников.
Пророчество в Эдеме о Рождении Спасителя от Пречистой Девы, т.н. "Первоевангелие". Иллюстрация из открытых источников.

Все, в этом событии, даже тот же первосвященник Захария, будущий отец Иоанна-Крестителя, понимают важность происходящего. Наступает момент, которого человечество ждало долгие поколения. От прародителей, Адама и Евы и до тех, кто прямо сейчас живет в Римской Империи 1-го века. Именно здесь и сейчас решается судьба всего человечества. Мир замер в ожидании пришествия Спасителя. Но, что бы Он пришёл, маленькая девочка Мария, должна самостоятельно пересечь все 15 ступенек Иерусалимского Храма. Каждый её маленький шаг - это долгие века сменявших друг друга поколений людей, ждущих избавления от рабства греха и смерти.

Спасибо, что дочитали данную статью до конца. Как всегда её подготовил я, Владимир Забелин, канал Христианский Компас. Всем верного направления на Восток! Пусть Пресвятая Богородица помогает нам всем в наступающем году!