Найти тему

Алиса в стране фантазий

Марина обратилась в клинику, обеспокоенная поведением своей трёхлетней дочери Алисы. После того, как Алиса начала говорить, вместе с вопросами о том, как устроен мир, она обрушила на семью многочисленные истории о своих вымышленных приключениях, знакомствах с фантастическими друзьями, путешествиями в неизведанные миры и общениями с их чудесными обитателями. Поначалу домашние умилялись богатой фантазии девочки, но со временем радость сменилась озабоченностью – Алиса всё больше погружалась в свой выдуманный мир, всё чаще общалась с невидимыми друзьями.

Друзей было двое – Хелена и Мартин. Они приходили в гости по очереди, с Хеленой Алиса была весела, наряжалась и украшала своих кукол, а с Мартиным сосредоточена, активна, всегда находилась в движении, просила помочь бабушку или маму помочь ей переставить стулья или разобрать диван, чтобы накрыть их пледом и надолго укрыться в «таинственной» пещере. Марина задалась вопросом, а нормально ли это?

Марина – не единственная, кто обращался с таким запросом к детскому психиатру. Оценка врача всегда индивидуальна после общения с ребенком, но есть и общие моменты. Например, для детей, недавно освоивших речь, совершенно нормально фантазировать: вместе с навыками речи приходит и навык воображения. На этом этапе дети не различают вымысел от реальности, поэтому не ограничены в выборе пути познания мира: сегодня они с «Хеленой» летят на воздушном корабле, сооружённом из вышитых бабушкой подушек, на планету фей, а завтра с «Мартином» спускаются в подземелье, где добывают охраняемое злым драконом сокровище.

Ребёнок постигает неизведанное, находясь в безопасности, – с верным другом, имея возможность при этом вернуться в реальность, если вдруг станет страшно. Через проживания различных ситуаций ребёнок получает и эмоциональный опыт, учится быть смелым, верным, любящим, а через общение с героями своих фантазий и действиями в различных условиях он учится проявлять свою личность.

Марину волновало ещё и то, что Алиса часто отказываясь признавать свою вину за разбитую статуэтку или рассыпанную по кухне гречку, глядя на родителей чистым искренним взглядом, увлечённо описывала сцены боя Мартина с драконом, в результате которого от его, Мартина, нечаянного резкого выпада, и пострадала бабушкина статуэтка. «Это раздражает и пугает» - говорила Марина. – «Алиса совсем малышка, а уже так убедительно врёт».

-2

Но ложь ли это? С одной стороны, ложь отличается от полёта воображения тем, что она предполагает получение выгоды, даже если это выгода – избежать наказания. А с другой, – в возрасте Алисы дети ещё не в состоянии полноценно оценить последствия своих поступков, а значит, и выгоду рассчитать сложно. Способность намеренно лгать появляется годам к 5. Так что Алиса не врёт, её слишком захватили фантазии. И здесь мы снова возвращаемся к определению нормы. Насколько фантазии вытеснили реальность?

Бывает так, что ребёнок не просто фантазирует в процессе игры, а придумывает себе другую реальность, например, другую семью, дом. Здесь уже есть повод обратиться к специалисту, но не столько ребёнку, сколько его семье. Ведь его поведение может выступать в качестве защиты от негативных чувств: страха, обиды, одиночества, в случае если он дома получает опыт отвержения, угроз наказания, в том числе физического. Он не чувствует себя в безопасности в реальном доме и уходит туда, где его любят, где ему рады, где мама с папой не ругаются, а любят друг друга, и они все втроём, взявшись за руки, ходят гулять по волшебному парку аттракционов с бесплатным мороженым. В психиатрии этот защитный механизм носит название компенсаторного фантазирования. В этом случае может наблюдаться и чрезмерная замкнутость ребёнка, повышенная агрессивность, могут иметь место нарушения сна, задержка речи.

После общения с Алисой доктор успокоил Марину – фантазирование Алисы нормально, это часть игры. Её родным не стоит наказывать дочку за Мартина или Хелену. Будет лучше, если они, напротив, проявят заинтересованность и присоединятся к её игре, вместе отправившись в поход за приключениями. Это не только увлекательно, но и полезно: дети, умеющие фантазировать и воображать, вырастают креативными, гибкими, активными, уверенными в себе, обладают быстрой реакцией, более адаптированы к изменениям во внешнем мире, эмоционально стабильны и доверяют своим чувствам.

_________________________________

Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.