«Он помогал людям исцеляться от греха пьянства, а сам был убит пьяными».
Такой парадокс заметил, в свое время, Андрей Кураев, говоря про гибель священника Александра Филиппова в подмосковном Подольске. Трагедия случилась 22 декабря 2009 года, в Рождественский пост.
История эта и, правда, парадоксальна.
Многое ли улучшилось в жизни с тех пор?
Великая боль.
Жаль, глубоко до плача жаль, что погиб молодой священник, в расцвете сил. Ему было только 39. Погиб, оставив сиротами троих несовершеннолетних дочерей: Екатерину, Елизавету и Александру. И вдовой – супругу Елену.
За что? Почему?
Страстотерпец.
Андрей Кураев называет отца Александра страстотерпцем. Если мученик погибает (такой, например, как другой священник - Даниил Сысоев, погибший месяцем раньше в Москве), отстаивая и защищая веру от посягательств на нее.
То страстотерпец гибнет от людских пороков и страстей. Бессмысленные, злые люди, живущие в страстях и потакающие им, лишают его жизни. Не желая каяться Богу и получать от Него прощение и исцеление, улучшение жизни, они убивают тех, кто им "мешает жить" по страстям.
Так произошло и с протоиереем Александром Филипповым.
Немного об отце Александре.
Мать отца Александра была верующим человеком. Он был крещен в младенчестве, но к вере пришел в юности. Отслужил в армии, женился, занимался предпринимательством, родилась дочь. Отец Александр искал ответы на глубокие вопросы смысла жизни. Поиски привели его к Богу, и в Троицкий храм. Сначала как прихожанина, потом как алтарника. Решил стать священником.
В 1996 году он принял сан, пошел учиться в духовную семинарию, которую закончил в 2003 году.
Ему был дан на восстановление Вознесенский храм в селе Сатино-Русское Подольского района Подмосковья.
Это древняя церковь, построенная при правлении Ивана Калиты в 14 веке.
Церковь была закрыта в 1941 году. Из нее сделали хранилище для хранения овса и мастерскую.
Последним настоятелем ее был священник Тимофей Ульянов. В 1937 году тройка НКВД арестовала его и приговорила к ссылке. Почему? Верит Богу, а не в светлое будущее коммунизма и партии страны. Отец Тимофей от веры Богу не отказался.
Он был направлен в лагерь. Заболел там и умер. В 2000 году Тимофея Ульянова причислили к священномученикам.
Отец Александр Филиппов возродил этот храм, с руин. Он сам лично выполнял многие работы по строительству, во всем разбирался глубоко.
Но не только заботы о храме стали его делом и служением. Христос и христианство ведь не о церкви, как строении. Они про церковь души человеческой, спасаемой от пороков и гнили и обучении ее с Богом Любви, Христом. Что толку, что стоят здания церквей, а люди, христиане хуже нелюдей и нехристей?
Отец Александр стал работать людьми, с молодежью. Многим людям помог найти путь в жизни. Многих отвратил от зла.
Работал с пьяницами и наркоманами, посещал тюрьмы и больницы.
Прихожане храма рассказывали как часто, еженедельно, молодых людей отпевали в храме. Погибали они, вследствие пьянства. А пили от чего? От бессмысленности, безнадеги, слабости духовной.
Ну, какую работу найти в Подольске? И как попасть в переполненную чопорную Москву на хорошую работу?
Отца Александра не могло не волновать такое бездуховное состояние людей.
По субботам он проводил молебен исцеления от пьянства и наркомании у икон Ахтырской Богоматери и священномученика Вонифатия.
Он проводил беседы, работал с людьми, старался исцелять их от этого недуга. Кому-то очень сильно помог.
У него были планы открыть воскресную школу при храме, но он не успел осуществить их.
Трагическая гибель.
Отец Александр возвращался домой в 21 час, во вторник 22 декабря. Жил он на улице Народная в Подольске, с семьей, на первом этаже дома. Это малолюдная окраина, со слабым освещением.
В подъезде он заметил двух пьяных мужчин, которые решили справить малую нужду возле его квартиры. Без обид. Просто места лучше не нашли. На улице холодно, конец декабря, а здесь – тепло, нормально. Ну, опорожнятся здесь. Завтра придет уборщик - таджик или узбек (местные на такую работу не пойдут, ниже достоинства, лучше выпить) - и уберет. Делов то.
Отец Александр был в гражданской одежде. Он сделал пьяным хулиганам замечание. В ответ услышал брань и оскорбление в свой адрес. Потом спустился третий мужчина, приставил ему пистолет к сердцу со стороны спины и выстрелил.
Отец Александр успел позвонить в свою квартиру. Супруга Елена открыла дверь. Он сел на стул, снял шапку и скончался на месте. Хорошо, что супруга успела закрыть дверь. Могли бы убить ее и ее троих дочерей, как свидетелей. Нормальная жизнь? Ужас.
Найденные преступники.
В тот момент в милицию позвонили сразу 5 человек. Старшая дочь отца Александра и четверо соседей, которые слышали выстрел. Отца Александра знали и любили соседи по дому. Добрый, приветливый человек. Священник от Бога.
Преступников нашли достаточно быстро, хотя те и предприняли действия: забрали стрелянные гильзы, окурки сигарет и даже пистолет успели подложить другому человеку в машину. Убил отца Александра человек, его же ровесник.
Но если отец Александр искал смысл жизни и помогал людям, то убийца его занимался обратным. К 39 годам он уже отсидел в колонии за убийство и разбой. Свет и тень встретились?
Что делали преступники в этом доме на Народной?
Приезжали на разборки. Одна их знакомая пожаловалась на своего сожителя. Они пришли, провели беседу, как надо, и после этого напились.
Убийство было случайным, бессмысленным, аффективным.
Убийца не стрелял в отца Александра, как в священника. Он даже не знал, что тот священник.
Он стрелял в «мужика, который посмел ему сделать замечание».
Может быть отец Александр сказал ему не в той форме, вызвав в убийце злобу и агрессию? Спровоцировал страсти? Или тот был слишком жесток и бессмыслен, не внимая ничему?
Постановление суда.
Мособлсуд вынес строгое решение. Убийце дали пожизненное заключение в местах лишения свободы и объявили штраф в размете полумиллиона рублей. Дело получило широкую огласку, возмутило общественность: иного приговора здесь быть не могло.
Но утрата огромна: погиб человек. Это великая утрата для прихода храма, для семьи убиенного священника. Это боль. Это трагедия.
Заявления.
Патриарх Кирилл выразил соболезнование митрополиту Ювеналию, семье погибшего, прихожанам. И назвал причиной гибели: не безразличие клирика Александра к грязи и человеческим порокам.
Сильное заявление сделал по этому поводу Владимир Легойда, глава Синодального информационного отдела:
«Бессмысленная, нечеловеческая злоба прекращает жизнь человека без какого бы то ни было повода". "Человеческий разум просто цепенеет от такого зла, когда человек становится жертвой откровенной неприкрытой злобы».
Напасть.
Удивительным было и другое.
Три года спустя, у семьи этого, убитого священника, Александра Филиппова, сгорел сельский дом, со всем имуществом и документами.
Комментариев по этому поводу не было: как и почему. Несчастный случай или чья-то месть. Но тогда миром собирали деньги и вещи этой семье. Три года назад семья осиротела, потеряв отца и мужа. Через три года – сгорел их дом. Что это?
Что не так?
Перед такими людьми, как отец Александр, хочется преклониться. За их дела во славу Божью, за их любовь к Богу и людям, за их труд и служение.
Похоронили его у алтаря Вознесенского храма в Сатино-Русское, в том храме, где он служил, который восстанавливал. Отпевание производил сам митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Осталось неизвестным, что сказал он тогда хулиганам в своем подъезде. Может была выбрана не та форма? Смирение и доброта упрощает самую лютую гордыню. Напротив, неосторожным, морализаторским словом можно спровоцировать великую ненависть в ответ. Это из области духовного ОБЖ.
Правильно заметил В. Легойда, что происходит ожесточение сердец все больше и больше. Строят церкви, говорят «правильные слова», а люди год от года все более расчеловечиваются. Эгоизм, бездушие, безразличие, циничное потребительство. Почему так?
Что-то не так в системе жизни в стране, в строе, режиме, в том, что провоцирует все это.
Пока этот процесс не остановишь в стране, всеми возможными мерами: гуманитарными, культурными, экономическими, духовными, политическими и др. – он будет продолжаться и приносить худые плоды.
А хочет ли кто-то остановить? Мне кажется, из наблюдений, что всех все устраивает. Лишь одно заклинание эгоистическое в сердцах: чур, не меня.
Хотите поделиться по теме статьи - пишите в комментариях.