Найти тему
ВЦИОМ

Тренды-2022: больше общения, больше поддержки, больше здоровья!

Оглавление

Когда мои друзья со мной…

Уходящий год нельзя назвать простым, он принес изменения в жизнь многих россиян, повлиял на привычные практики отдыха, работы, сбережений, медиапотребления и многое другое. Каждый второй россиянин отметил, что в этом году у него чаще возникала потребность получить поддержку близких людей (46%). В большей степени с этим сталкивались молодые россияне 18-24 лет (57%), женщины (51% vs. 40% мужчин), граждане с неполным средним образованием (64%), жители села (54%) и те, кто не пользуется ни телевидением, ни интернетом (64%). Ничего не изменилось в этом плане у 26% — они сказали, что у них в этом году желание получить поддержку близких чаще не возникало.

  • Потребность в поддержке близких оказалась неактуальной для четверти наших сограждан (26%), мужчины говорят об этом чаще (30%), как и 35-44-летние (32%).

Потребность в поддержке близких конвертируется в потребность получить психологическую помощь в каждом четвертом случае — среди тех, кто в этом году чаще испытывал желание получить поддержку близких, 26% сообщили, что стали чаще посещать психолога, смотреть видео по психологии или читать психологическую литературу. Среди всех россиян показатель составляет 16%, а среди тех, для кого потребность в поддержке близких оказалась неактуальной, — 5%.

§ Чаще других посещать психолога, смотреть видео по психологии или читать психологическую литературу в этом году стали молодые россияне 18-24 лет (37%) и 25-34 лет (22%), жители обеих столиц (24%), граждане, оценивающие свои доходы как плохие (22%), жители Северо-Западного федерального округа (22%), а также активные потребители интернета (24%) и те, кто вовсе не пользуется ни интернетом, ни ТВ (29%).

О том, что в этом году стали больше общаться с друзьями и знакомыми, сообщили 52%, то есть половина россиян. Процент выше среди женщин (55% vs. 48% мужчин) и молодежи 18-24 лет (64%), граждан со средним образованием (64%), сельских жителей (59%), а также проживающих в Северо-Кавказском (65%) и Южном (61%) федеральных округах.

В здоровом теле здоровый дух

Проведенное исследование установило, что в этом году значимая доля россиян стала уделять больше внимания своему здоровью. Каждый второй стал употреблять в пищу больше здоровой еды (47%), треть теперь больше занимаются спортом (35%), почти столько же — чаще посещают врачей (27%).

  • Актуализация интереса к здоровой пище в большей степени характерна для 18-24-летних (57%), граждан, характеризующих свой доход как хороший (55%), россиян с неполным средним образованием (62%), жителей сельских территорий (59%), проживающих в Северо-Кавказском округе (55%), а также тех, кто не пользуется интернетом и телевидением (59%).
  • Уделять больше внимания спорту в этом году стали молодые россияне 18-24 и 25-34 лет (44-49% соответственно), граждане с неполным средним образованием (42%), оценивающие свое материальное положение как хорошее (41%), жители населенных пунктов численностью населения 500-950 тыс. человек (47%), проживающие в Северо-Кавказском округе (45%) и активные потребители интернета (45%).
  • Женщины в два раза чаще мужчин говорят о том, что стали чаще в этом году обращаться к врачам (35% vs. 18%), процент выше также среди россиян старше 60 лет (33%), жителей Сибирского федерального округа (35%), активных телезрителей (36%) и тех, кто не пользуется интернетом и телевидением (38%).

Употребление алкоголя не стало более распространенной привычкой у большинства наших сограждан — 56% отметили, что в этом году не стали употреблять его чаще. Для трети россиян употребление алкоголя оказалось неактуальным, то есть они и раньше не употребляли его. Преимущественно это женщины (41% vs. 30% среди мужчин), люди старше 60 лет (53%), с неполным средним образованием (42%), жители небольших населенных пунктов численностью населения до 100 тыс. человек (39%), сел (41%), проживающие в Северо-Кавказском округе (44%) и активные телезрители (48%). Признались, что в этом году стали чаще употреблять алкоголь, 8% россиян. В большей степени это характерно для мужчин (12%, что в 3 раза выше в сравнении с женщинами — 4%), 18-24-летних (18%), россиян со средним образованием (15%), оценивающих свое материальное положение как плохое (13%), активных пользователей интернета (14%) и жителей Дальневосточного федерального округа (13%).

Деньги любят счет

Люди начинают экономить по разным причинам: одни хотят накопить на крупную покупку, другие сформировать финансовую подушку на «черный день», третьи — в силу снижения уровня доходов. В этом году стали больше экономить на еде треть россиян (35%), почти столько же — на парикмахерских, косметике, салонах красоты (32%). При этом на еде стали больше экономить преимущественно те, кто характеризует свое материальное положение как плохое (69%), процент чуть выше также среди 18-24-летних (44%) и жителей Северо-Западного округа (44%). Аудитория экономящих на «красоте» несколько иная — это женщины (39% vs. 24%), граждане 18-24 лет (35%) и 45-59 лет (36%), имеющие неполное среднее образование (44%), оценивающие свои доходы как плохие (52%), жители Уральского федерального округа (39%) и те, кто не пользуется интернетом и телевидением (43%).

§ Среди тех, кто стал больше экономить на еде в этом году, 58% также стали сокращать расходы на парикмахерские, косметику, салоны красоты. В противоположной группе — тех, кто не стал экономить на еде больше, — процент экономящих на «красоте» ниже в три раза — 20%.

Ученье — свет

В этом году начали посещать учебные курсы, больше читать учебной литературы и/или решили получить дополнительное образование 28% россиян. Интенсивность образовательных практик выше среди молодых россиян 18-34 лет (45% среди 18-24-летних и 40% — среди 25-34-летних), с возрастом показатель снижается и минимум приходится на группу 60+ (15%). Процент выше в аудитории, характеризующей свои доходы как хорошие (35%), а также среди тех, кто имеет высшее образование (36%), и активных пользователей интернета (41%). Интерес к обучению также коррелирует с размером населенного пункта: если в столице 35% стали чаще в этом году заниматься своим образованием, то на селе — 21%. Практики обучения оказались неактуальны для 43% россиян (среди граждан старше 60 лет — 63%), еще 27% отметили, что этот год никак не повлиял на привычный для них «темп обучения».

Данные комментирует Алексей Верижников, директор ВЦИОМ-консалтинг, PhD в области социологии:

«В нынешний “период турбулентности” россияне демонстрируют адаптивные паттерны, которые уже регистрировались во время кризисов 2008-2009 и 2014-2015 гг. Эти паттерны раскладываются по следующим основным векторам: сберегательное поведение, “инвестиции в себя”, построение психологически уютного микромира.

Сберегательное поведение, помимо прямой экономии на тех или иных статьях потребительской корзины, может включать в себя и стратегию так называемого умного покупателя (smart shopper). “Умный покупатель” во время периода неопределенности в доходах домохозяйств стремится получать сопоставимую ценность за несколько меньшие деньги (например, переключаясь с премиальных на субпремиальные бренды) или же педалировать тему “качества” приобретаемых товаров, жертвуя измерением престижности, обычно транслируемым через привлекательность упаковки или уровень места продажи.

“Инвестиции в себя” — это инвестиции в образование и здоровье. Помимо внутренней рационализации, что “кризис — это хорошее время, чтобы поучиться чему-то новому и, наконец, пройти долго откладываемый “техосмотр” у врачей”, подобные действия имеют и чисто психотерапевтический эффект — человек ощущает себя “при деле” и меньше тревожится.

Психологически уютный микромир строится как “по-русски” — за счет более интенсивного общения с друзьями и близкими, так и “по-зарубежному” — за счет обращения к психологам. Редко какая профессиональная группа чувствует себя во время кризисов и турбулентностей так хорошо, как психологи и психотерапевты. Разве что работники сферы ритуальных услуг во время массовых эпидемий».