Мусульманские гаремы были наиболее известны в Османской империи раннего периода, Сефевидской Персии и Индии Великих Моголов.
Однако на Востоке этот институт не был так широко распространен, как принято считать. Он не был рожден исламом, и у него, конечно, не было того эротико-романтического характера, который европейцы любят ему приписывать.
Практика отделения женщин была распространена во многих древних цивилизациях Ближнего Востока, особенно там, где разрешалось многоженство.
Хотя эти институты и не назывались таковыми, они существовали в древней Ассирии и Персии, и даже греческие традиции не сильно отклонялись от описанной «нормы».
Древний вопрос
Самые ранние свидетельства о гаремах относятся к Древнему Египту: фараоны, в частности, содержали женские группы, где в качестве заложниц находились принцессы из завоеванных земель, а также дочери союзных царей. Богатые египтяне также имели гарем из рабынь.
В древнегреческом обществе также существовала сегрегация женщин: им не разрешалось принимать непосредственное участие в интеллектуальной или политической деятельности, предназначенной для мужчин, а благородным дамам не разрешалось покидать женскую часть дома, где они выполняли свою работу.
Даже сыновья хозяина оставались там до шестилетнего возраста.
Аналогию гаремам можно найти и в Китае, где существовал «дворец» или жилище для жен, наложниц, кормилиц и евнухов правителя. В некоторые периоды во дворце их проживало несколько тысяч - например, в 1421 году у императора Чжун Ли было 2 800 наложниц, девушек-служанок и евнухов.
Жизнь вместо смерти
Гарем османского султана долгое время был частью стамбульского дворца Топкапы, а с 19 века располагался во дворце на берегу Босфора. В нем проживало до 800 женщин - жен султана, наложниц, дочерей, других родственниц и девушек-служанок, а также евнухов и сыновей.
Всем управляла мать султана, которая оказывала большое влияние на отношения между правителем, его женами и детьми, а также часто принимала решения о жизни или смерти других членов гарема.
За ней следовали дочери султанской крови и главная жена. Придворные дамы, с которыми правитель делил постель, считались членами династии и получали титулы «любимая» или «удачливая».
Однако в XVI веке вся иерархия была оттеснена на второй план главной женой, «хасеки султан».
Жизнь в гареме могла быть комфортной, но не свободной, и уж точно не безопасной. Сыновья османского правителя оставались там до самой его смерти.
За этим следовала кровопролитная борьба за власть, обычная практика, которую султан Мехмет II в конце концов даже освятил в виде закона против дробления власти в империи.
Так, начиная с 1362 года, практиковалось удушение шелковым шнуром менее способных братьев и сестер.
Это ритуальное убийство было заменено в начале 17 века пожизненным заключением в помещении под названием «кафес», буквально «клетка», входившем с состав гарема.
Пирамида власти
Гарем султана был прежде всего институтом формирования династической политики. Лишь небольшая часть обитательниц гарема поддерживала сексуальные отношения с правителем. Остальным суждено было выйти замуж за представителя политической элиты или служить матери султана.
Поэтому гарем был также местом обучения дочерей правителя - там они получали знания и образование, необходимые для будущих жен мусульманских правителей и высшей знати.
Хотя обитательницы гарема часто попадали в страну в качестве рабынь, некоторые из них приобрели значительную власть.
Султанат женщин
В некоторые периоды османской истории гарем даже управлял империей, особенно во время так называемого Женского султаната примерно с 1533 по 1656 год.
Его начало связано с могущественной наложницей Роксоланой. В 1520 году она была похищена с Украины во время татарского нашествия и оказалась в качестве рабыни во дворце Топкапы.
Сулейман I был настолько очарован ее красотой и остроумием, что писал ей стихи под псевдонимом Мухибби.
Когда жена султана, Махидевран, утратила расположение Сулеймана, Роксалана приняла ислам и в 1530 году стала его четвертой официальной супругой, но в качестве главной жены, первой законной в линии правителя.
Под именем Хюррем Султан она стала известна как одна из самых влиятельных женщин в истории Османской империи, и именно для нее был придуман титул «главная жена».
Хюррем принимала иностранных посланников и послов, отвечала на письма правителей, вельмож и художников. При ней были построены мечети, бани и медресе в Стамбуле, Мекке, Медине и Эдирне.
Аналогичным образом, Кёсем Султан, первоначально гречанка по имени Анастасия, поднялась на вершину власти и стала главной супругой Ахмеда I.
Она не только практически правила за него, но на какое-то время полностью взяла бразды правления в свои руки, став первой в истории официальной правительницей Османской империи, когда трон осиротел, а ее сын еще не достиг совершеннолетия.
Как только он пришел к власти, она продолжала прекрасно контролировать его, а также своего последующего преемника, тоже сына, и в конечном итоге своего внука. Она практически управляла огромной империей в течение тридцати долгих лет.
Гаремы взглядом Европы
Гаремы проникли в европейское искусство в XVI веке, но наибольшую популярность они приобрели в романтической и академической живописи триста лет спустя.
Обычно гарем изображался как замкнутый мир, полный женской покорности, дворец с полуобнаженными красавицами в вызывающих позах, отражающих сильную, но подавленную сексуальность и конкурентную борьбу за благосклонность хозяина дома.
Частым мотивом было купание с белыми женщинами или приведение в гарем послушницы. Данные работы усилили его видение как тюрьмы, куда были брошены насильно похищенные европейские женщины, жаждущие освобождения.
Такое представление гарема должно было продемонстрировать варварский характер восточного общества и европейское культурное превосходство, и в целом такая идея служила для защиты колониализма.