Слова «Знание — сила», которые стали слоганом научной эпохи, принадлежат Фрэнсису Бэкону (1561 – 1626). Полезно знать контекст ситуации: Бэкон имел в виду, что необходимо изучать природу, чтобы использовать знание её законов против неё же самой.
— Относиться к горам, морям и полям как к данной нам свыше совершенной красоте — это инфантилизм и лоховство, — заявил он. — Горы надо срыть, моря осушить, поля заасфальтировать. Всё должно приносить пользу, а не просто стоять и тупо зеленеть или бесполезно течь или бессмысленно цвести.
Иными словами, краткое содержание философии Фрэнсиса Бэкона можно уместить в одну фразу: «Давайте уже начнём использовать познание мира для обустройства своей земной жизни».
Надо сказать, что принципа приоритетного обустройства своей земной жизни Бэкон придерживался и в области выполнения своих служебных обязанностей. Занимая высокий пост при дворе английского короля, наш философ и учёный качал деньги из казны по-чёрному: офшоры, откаты, тендеры, все дела.
В итоге он обнаглел настолько, что тогдашний король заковал его в кандалы и посадил в Тауэр, но через пару дней конечно выпустил, потому что закон — это закон, а совместные делишки — это совместные делишки, ну, вы понимаете.
Впрочем, это никак не отменяет того факта, что Бэкон внёс существенный вклад в философию и науку.
В частности, он обозначил три пути изучения мира: путь паука, путь муравья и путь пчелы.
— Паук вытаскивает из себя паутину и плетёт тот узор, который прописан в его голове, — пояснял Бэкон свои энтомологические аллюзии. — То бишь он уже всё решил, и внешняя информация его мало интересует. Паук — чистый теоретик, он живёт в своём мире, который имеет мало общего с реальностью. При столкновении с новыми фактами он не меняет схему плетения сети, даже если это очевидным образом необходимо сделать.
Муравей — наоборот, весь обращён вовне. Образно говоря, его не интересуют схемы, его интересуют факты, то есть содержание внешнего мира. Он тащит и тащит всё в свой муравейник, но никак не обрабатывает то, что притащил. В итоге получается гора хлама (недаром она так и называется — «муравьиная куча»), из которой невозможно создать что-то по-настоящему сложное, интересное и перспективное.
То ли дело пчела! Пчела органично соединяет муравьиную практику и паучью теорию. Она постоянно контактирует с реальностью, собирая пыльцу с самых разных цветков, но не просто сваливает её в углу улья, а обрабатывает, превращая в мёд. Вот точно так же настоящий философ и учёный открыт для фактов внешнего мира, но при этом он собирает их не просто для того чтобы оставить в сыром исходном виде, а осмысливает, создаёт на их основе стройные, жизнеспособные теории. Так что будьте пчёлами! — подытоживал свои рассуждения Бэкон. — Вжжжжжжж!
Он не предполагал, что есть ещё и четвёртый путь — путь тли.
Тля — удивительное насекомое, которое вообще не интересуется ни теориями, ни фактами. Она с рождения прилипает к какому-нибудь подходящему растению и сосёт из него сладенький сок, пока не сдохнет.
В наше время есть немало философов и учёных, которые ни практикой, ни теорией не занимаются и стабильно получают зарплату. Присосались. Как шутят юмористы, «Тигр сбежал из зоопарка и съел половину сотрудников Сколково, но никто этого не заметил».
Впрочем, не будем их осуждать, ибо взгляды Бэкона стоит применять не только к учёным и философам, но и вообще ко всем мыслящим людям, в том числе, и к нам с вами.
Поэтому, прежде чем критиковать других, давайте задумаемся, а как мы взаимодействуем с миром? Кто мы — разумные пчёлки? Или, не дай Бог, — тли, которые присосались к интернету и для которых всё «осмысление» мира ограничивается потреблением прикольных картинок в соцсетях и новостей из жизни так называемых «медийных персон»?..
Пора нам начинать жужжать, друзья мои.
* * *
Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.