Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Юсуповский (столовый) сервиз 1799-го года. ИФЗ.

Приветствую всех читателей моего канала!

В статье, посвященной сервизам дежене различных эпох (см. здесь - https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farforovoe-assorti-servizy-ttette-dejene-6351374cf04b966ca73b0510) в несколько абзацев торопью мною было упомянуто фарфоровое производство князя Николая Борисовича Юсупова, каковое он развернул в начале XIX-го века в своём имении в Архангельском (под Москвой). Сейчас в бывшем имении князя располагается музей, где, кроме всего прочего, в основной экспозиции представлены множество предметов фарфора, и не только юсуповской выделки (к примеру, там есть уникальные севрские ароматницы времён маркизы де Помпадур, о чём было рассказано здесь - https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farforovoe-assorti-aromatnicy-63219a494ae15b7fe0a5685b).

Князь Н.Б. Юсупов (1750–1831) явил собой пример настоящего царедворца, прожившего долгую жизнь, который, не примыкая ни к одной "партии", тем не менее умудрялся сохранять хорошие отношения со всеми властителями России! Настоящий дипломат с отменным вкусом, получивший образование в Лейденском университете (Голландия), по поручению императрицы Екатерины II он колесил по всей Европе, приобретая там и сям предметы искусства для Эрмитажа. В 1792-м году возглавил дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы, и находился в этой должности восемь лет (до 1800-го года).

При коронации Павла I он был назначен верховным коронационным маршалом. Эту же роль он выполнял на коронациях как Александра I, так и Николая I (будучи - на тот момент - в возрасте 75-и лет!). С 1823-го года - член Государственного совета. В разные годы Юсупов занимал посты главноуправляющего Оружейной палаты, главы Экспедиции кремлевского строения, директора Императорских театров (1791–1796). Совершенно естественно, что и для себя, любимого, он собрал богатейшую коллекцию живописи, скульптуры и книг, создал в своей усадьбе театр и фарфоровую мануфактуру...

Однако данная статья посвящена не жизни Н. Б. Юсупова, а конкретному сервизу, в декоре во многом схожим со знаменитым Кабинетским сервизом (о нём читайте здесь - https://dzen.ru/a/YwiU6diMYC8m5QrO). Фактически - это повтор Кабинетского сервиза со всё теми же медальонами с итальянскими видами, отдельными для каждого предмета, ровно той же формы, только вместо жизнерадостных цветочных бордюров на предметах - очень "русские", всем известные бордюры из тёмно-синего кобальта с золочением в виде арабескового орнамента, - что придаёт всему сервизу более строгий, "мужественный" вид. Для чего было делать фактический повтор так понравившегося всем дворцового сервиза, можно только гадать. Дело, по-моему, было как раз в цветочном декоре, который был бы хорош на предметах сервиза времени РОКОКО, но никак не соответствовал стилю КЛАССИЦИЗМ в период его пика. Возможно, заведовавший ИФЗ Н.Б. Юсупов в начале 1790-х годов предложил императрице как раз сервиз в строгом классическом декоре, но Екатерина II, будучи, во-первых, женщиной, а во-вторых, заказчицей, со вкусом которой нельзя было не считаться, имела пристрастие к цветам, и отклонила предложение. При новом же императоре Н.Б. Юсупов решил представить сервиз в своём первоначальном замысле. Так сказать, в "незамутнённом идеале". И вот что из этого получилось...

Терина сервиза на подставке. Стиль КЛАССИЦИЗМ здесь выдаёт не только форма, не только медальоны с "античными"  видами, не только хваты-маскароны, но и арабесковый орнамент. Про древнегреческий меандр, идущий по нижнему бордюру подставки под терину, даже не говорю - тут всё понятно. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Терина сервиза на подставке. Стиль КЛАССИЦИЗМ здесь выдаёт не только форма, не только медальоны с "античными" видами, не только хваты-маскароны, но и арабесковый орнамент. Про древнегреческий меандр, идущий по нижнему бордюру подставки под терину, даже не говорю - тут всё понятно. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ваза в "древнегреческом" декоре. В Кабинетском сервизе таких ваз я не видел. Возможно, они и были, да только не дожили до нынешних времян. Возможно, все "убежали" из России при распродажах 1920-х-1930-х годов? А возможно, что их и не было в версии Кабинетского сервиза, и это - новый предмет для украшения как раз данного ансамбля? Кто знает, Ватсон, кто знает... Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ваза в "древнегреческом" декоре. В Кабинетском сервизе таких ваз я не видел. Возможно, они и были, да только не дожили до нынешних времян. Возможно, все "убежали" из России при распродажах 1920-х-1930-х годов? А возможно, что их и не было в версии Кабинетского сервиза, и это - новый предмет для украшения как раз данного ансамбля? Кто знает, Ватсон, кто знает... Фото взято из свободного доступа в интернете.
Передача рюмочная сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Передача рюмочная сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё одна ваза-корзинка под фрукты. На фоне видна мороженица с хватами-маскаронами в виде женских голов. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё одна ваза-корзинка под фрукты. На фоне видна мороженица с хватами-маскаронами в виде женских голов. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Передача бутылочная (ведёрко для со льдом для охлаждения бутылок). Маскароны в виде голов баранов. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Передача бутылочная (ведёрко для со льдом для охлаждения бутылок). Маскароны в виде голов баранов. Фото взято из свободного доступа в интернете.
А вот и мороженица! И точно так же как и в Передаче бутылочной, хваты в виде бараньих голов. До того мы видели мороженицу с хватами-маскаронами в виде женских голов. О чём это говорит? О том, что какой-то концепции - на какие изделия ставить бараньи головы, а на какие - женские - не было. Даже один и тот же предмет оформлен - с точки зрения хватов - как Бог на душу положит. Изделие явно побывало в переделках, о чём говорит скол на вставке под мороженое и трещинка на корпусе собственно мороженицы. Но в целом для таких лет у предмета состояние достойное. Скол требует совсем небольшой реставрации, а трещину до состояния невидимости довёл бы даже я за пару дней. Фото взято из свободного доступа в интернете.
А вот и мороженица! И точно так же как и в Передаче бутылочной, хваты в виде бараньих голов. До того мы видели мороженицу с хватами-маскаронами в виде женских голов. О чём это говорит? О том, что какой-то концепции - на какие изделия ставить бараньи головы, а на какие - женские - не было. Даже один и тот же предмет оформлен - с точки зрения хватов - как Бог на душу положит. Изделие явно побывало в переделках, о чём говорит скол на вставке под мороженое и трещинка на корпусе собственно мороженицы. Но в целом для таких лет у предмета состояние достойное. Скол требует совсем небольшой реставрации, а трещину до состояния невидимости довёл бы даже я за пару дней. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Известно, что к 1799-му году сервиз был полностью готов и был преподнесён императору Павлу I на Рождество 1798-го года (по Юлианскому календарю, т.е. в январе 1799-го по календарю Григорианскому). Император Павел I чурался больших ассамблей, стараясь непосредственно общаться только с самыми доверенными людьми (но, как все мы знаем, это не спасло его от покушения), поэтому ему не нужны были огромные сервизы с бессчётным количеством предметов. Так на какое же количество кувертов сей сервиз был рассчитан? У меня нет ответа на этот вопрос. В одном из источников уверяют, что на 14. Я эту информацию подвергаю сомнению по очень простой причине: в галерее ниже, где показаны тарелки, я насчитал 23 (или 24 - на одном из фото представлены сразу две) тарелки одного вида. 24 ровно делится на 6. Мне кажется, 24 больше походит на правду. Сколько всего предметов было выпущено? Опять-таки, ничего внятного сказать не могу. Если такой информацией обладает кто-то из читающих - не храните её в себе, поделитесь ею в комментариях! И пожалуйста, старайтесь подавать информацию хотя бы с минимальными доказательствами! По тому, в каком виде пребывают ныне предметы, ясно, что сервиз был любим, им часто пользовались. Вот так ныне выглядят тарелки и блюда сервиза (на многих от частого употребления слезла позолота и появились "следы бытования" от ножей - когда прямо на тарелках резали мясо, а с ним и глазурь)...

Эти три тарелочки более подходят для показа. Можно внимательно рассмотреть каждую деталь декора.

А вот так сервиз смотрится на столе и под стеклом - в качестве готового единого музейного экспоната... К сожалению, лучшего снимка нет.

Не знаю, как сейчас, но более десяти лет назад сервиз в таком виде экспонировался в Михайловском замке (Санкт-Петербург), с 1991-го года вошедшего в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Не знаю, как сейчас, но более десяти лет назад сервиз в таком виде экспонировался в Михайловском замке (Санкт-Петербург), с 1991-го года вошедшего в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. Фото взято из свободного доступа в интернете.

По прошествии лет, из нашего "всезнающего" далека понятно, почему данный сервиз остался в тени своего предтечи - он более традиционен, а золочёный узор по синему кобальту кажется даже тривиальным (каким он в период своего рождения на самом деле не был!), а вот Кабинетский сервиз до сих пор удивляет именно своей необычностью и "свежестью". В любом случае, и тот, и другой сервиз достойны того, чтобы их изучали, ими любовались и восхищались.

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь и пишите комментарии.

Еда
6,93 млн интересуются