Найти в Дзене

Почему не эвакуировали жителей Ленинграда перед Блокадой

Я уже несколько раз поднимал эту тему в разных статьях. Но так как вопросы продолжаются, то решил посвятить отдельный материал. Итак, многие считают, что из Ленинграда не эвакуировали местное население, и это можно расценивать, чуть ли не как преступление властей, тем самым погубивших огромное число людей. В первую очередь детей и стариков. Есть даже версии, что население не эвакуировали сознательно, дабы войска лучше обороняли город. Словом, многие мои читатели и сами, наверное, слышали подобные разговоры. Я отношусь к тем людям, которые явно не станут хоть что-то прощать в этом вопросе. Моя мать и бабушка в Блокаду выжили, слава богу. Но сколько людей не дожило и какие мучения испытывали я знаю. Кстати, из моих родных многих эвакуировали, как по Дороге Жизни, так и до начала Блокады. Я не видел никаких документов, касавшихся эвакуации, которые бы как-то её замедляли, отменяли и пр. Знаю лишь про то, какие были сложности с эвакуацией по Ладоге, но это, во-первых, другая тема. А во-вто

Я уже несколько раз поднимал эту тему в разных статьях. Но так как вопросы продолжаются, то решил посвятить отдельный материал.

Итак, многие считают, что из Ленинграда не эвакуировали местное население, и это можно расценивать, чуть ли не как преступление властей, тем самым погубивших огромное число людей. В первую очередь детей и стариков. Есть даже версии, что население не эвакуировали сознательно, дабы войска лучше обороняли город. Словом, многие мои читатели и сами, наверное, слышали подобные разговоры.

Я отношусь к тем людям, которые явно не станут хоть что-то прощать в этом вопросе. Моя мать и бабушка в Блокаду выжили, слава богу. Но сколько людей не дожило и какие мучения испытывали я знаю. Кстати, из моих родных многих эвакуировали, как по Дороге Жизни, так и до начала Блокады.

Я не видел никаких документов, касавшихся эвакуации, которые бы как-то её замедляли, отменяли и пр. Знаю лишь про то, какие были сложности с эвакуацией по Ладоге, но это, во-первых, другая тема. А во-вторых, ограничения понятные, ибо риск был огромный и очень многие погибали и не доезжали до Большой земли.

Давайте мы с вами попробуем просто представить себе решение задачи с эвакуацией миллиона людей из Ленинграда. Это дети, старики и те, кто не нужен для работы на оборонных и жизнеобеспечивающих предприятиях.

Вывозить надо далеко, в Вологду, Рыбинск, Ярославль. Понятно, что пешком не дойдут. Автобусами и прочим автотранспортом не получится, его просто нет. Всё-таки на войне любой автомобиль не менее ценен чем танк. Водный транспорт тоже едва ли справится. Остаётся железная дорога. Чтобы вывезти за месяц миллион человек, нам надо вывозить чуть менее полутора тысяч человек каждый час. Теоретически это реально, если каждый час отправлять поезд, плотно загруженный людьми. Хотя такое количество поездов, или уж во всяком случае паровозов, едва ли получится найти. Железные дороги тоже усиленно работают на войну. Но допустим.

То есть, чтобы успеть вывезти хотя бы миллион человек, эвакуацию надо начинать за месяц, то есть в первые дни августа. На самом же деле эвакуации началась 29-го июня, в тот день в Ленинградскую и Ярославскую области» десятью эшелонами были отправлены 15 192 ребенка. Всего собирались вывезти 390 тысяч детей, но вскоре уже 170 тысяч вернули. Их вывозили в Ленинградскую область, а туда приближались немцы.

С 7-го июля была утверждена эвакуация промышленных предприятий с 500 тысячами человек работников. 10-го августа было принято решение вывезти ещё 400 тысяч человек, а 14-го августа — ещё 700 тысяч. Однако, вывезти успели 488 703 жители Ленинграда и 147 500 жителей Прибалтики и Ленинградской области.

Блокада официально началась 8-го сентября, но последнее железнодорожное сообщение было прервано 27-го августа, когда немцы вышли к Кировской железной дороге. 29-го они взяли Мгу и уже полностью парализовали возможность движение. Таким образом от начала войны до фактического окружение Ленинграда прошло лишь чуть более двух месяцев. За этот период эвакуировали свыше 630 тысяч, и это очень даже немало.

Я уже писал, что при обсуждении эвакуации как-то не вспоминают про одну специфическую особенность. Ленинград, конечно, город с развитой транспортной сетью. На тот момент в нём было шесть вокзалов. Однако, Финляндский вокзал сразу отпадает и, надеюсь, не надо объяснять почему. По той же причине отпадают вокзалы Балтийский, Варшавский и Витебский. Остаётся вокзал Московский, с которого можно ехать в нескольких направлениях. По Кировской железной дороге в Мурманск и прочие северные направления. И Октябрьская, по которой можно попасть в Москву и т.д. Есть подходящая карта, на которой как раз железные дороги обозначены.

-2

Так что возможности эвакуации из города были ещё и сильно ограничены тем, что по большинству направлений просто некуда было ехать.

Эвакуация продолжилась и после начала Блокады. Тут надо помнить, что вывозить людей можно было лишь через Ладогу, а до неё ещё тоже надо было добраться. Поскольку железной дороги до озера фактически не было. Была только до Борисовой Гривы, а дальше шла узкоколейка, вместо которой нужны было проложить нормальные пути. Словом, маршрут был чрезвычайно сложный.

В результате всего из города в 1941-1943 годах смогли вывезти по официальным данным 1 763 129 человек, и это очень много. Напомню, что в 1941 году население Ленинграда составляло 2 992 000 человек. Население Ленинградской области ещё 1 547 300 человек. Плюс беженцы с разных территорий. Но надо помнить, что тогда в состав Ленинградской области туда входили нынешние Новгородская и Псковская. И не забывать, что значительная часть населения была мобилизована.

Если собрать всё вышенаписанное, то, как мне кажется, вопрос типа «почему не эвакуировали население из Ленинграда» как-то подвисает. Или я не прав?

Рекомендую вам мою статью:

Можно ли было избежать Блокады?

И не забудьте подписаться на мой канал.