Найти тему

Сказочник, который лечил Пушкина перед смертью

Антон Чехов, Михаил Булгаков, Василий Аксёнов, Викентий Вересаев – что общего было у этих писателей?.. Ответ простой. Для кого-то очевидный, для кого-то не очень: все они были врачами. Факт довольно известный – уж про Чехова-то, наверное, все знают.

А вот про то, что врачом был сказочник и собиратель фольклора Владимир Иванович Даль – про это знают далеко не все.

Даля помнят прежде всего как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» – автор занимался им 53 года. Об известности этой работы говорит хотя бы тот факт, что про словарь и его составителя народ складывал анекдоты. Помните?

— Замолаживает, однако! – сказал ямщик и указал кнутом на хмурое небо.
Поручик Владимир Иванович Даль сильнее закутался в тулуп, достал записную книжку и записал в нее:
«Замолаживает – быстро холодает…»
Так родился «Толковый словарь живого великорусского языка».
— Замолаживает, – повторил ямщик и добавил, – надо бы потолопиться, балин. Холошо бы до вечела доблаться. Но-о-о!!!

или

Когда Владимиру Далю нужен был материал для его «Толкового словаря живого великорусского языка», он приезжал в деревню, покупал в магазине две-три бутылки водки, на глазах мужиков-сельчан их разбивал, а потом просто стоял и записывал…

Помнят Даля и по его обработкам народных сказок, по его собственным сказкам, которые издаются до сих пор. "Старик-Годовик", "Девочка Снегурочка", "Война грибов с ягодами", "Сказка о Георгии храбром и о волке" – что-то читалось в школе, какие-то сказки нам рассказывали родители, бабушки-дедушки; или мы, став родителям, сейчас читаем их детям.

-2

Но не в каждой школе рассказывали о том, что Даль был умелым и успешным врачом, доктором медицины, хирургом, владеющим и левой, и правой рукой в одинаковой степени. Он со студенческих лет был дружен с основоположником военно-полевой хирургии Пироговым, и сам врачевал на полях сражений русско-турецкой войны.

А самым известным пациентом Даля оказался умирающий поэт Пушкин...

-3

Они были хорошо знакомы и дружны. При первой встрече два сказочника обменялись книгами. Даль так вспоминал об этом:

Я взял свою новую книгу и пошёл сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошёл докладывать. Я, волнуясь, шёл по комнатам, пустым и сумрачным — вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал сначала, с конца, где придётся, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо».

Узнав о ранении Пушкина на дуэли Даль сам без приглашения близких приехал к больному и потом не отходил от него вплоть до самой смерти поэта. Они успели пообщаться: Пушкин приветствовал Даля, попросить сказать правду о ранении. Вместе с другими докторами Даль вёл историю болезни, а потом участвовал во вскрытии тела.

Умирающий Пушкин подарил доктору Далю золотой перстень с изумрудом. Позже ему передали пробитый пулей сюртук поэта.

Сюртук этот Пушкин называл "выползиной", узнав это необычное слово от Даля.

В этой "выползине" Пушкин и стрелялся...

-4