В одной из предыдущих публикаций было отмечено, что в боях, которые вела 39 отдельная гвардейская танковая бригада 23 декабря 1943 года, было подбито и сожжено несколько "тигров" и самоходных орудий противника.
Приказом по бригаде от 5 января 1944 года командир танкового взвода гвардии лейтенант Александр Могильный награжден орденом Красной Звезды. Вот фрагмент его наградного листа.
В тексте отмечено, что экипаж танка уничтожил 1 танк ("тигр") и 1 самоходную пушку. Лейтенант из подбитого танка продолжал выполнять боевую задачу и был эвакуирован только после полученного ранения.
Награждение гвардии сержанта Якова Исаенко демонстрирует не такой уж частый случай, когда вышестоящий командир не понижал, а повышал старшинство награды, при чем не менее, чем на 2 ступени... Вот фрагмент наградного листа на командира миномётного расчёта гвардии сержанта Исаенко.
Представление оформлено на медаль "За боевые заслуги". Командир танковой бригады наградил гвардии сержанта орденом Красной Звезды.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Пожилой лекарь вопросительно и как бы оценивающе посмотрел на Степку. Тот в ответ ободряюще поднял руку и кивнул ("в порядке я"). Виктор опять привлёк внимание фельдшера к себе:
- Можно мне ватку с нашатырём? Хватанул малость...
Фельдшер осуждающе покрутил головой, но сунул просимое Виктору под нос. Тот присел на лавку, нюхнул и стал вытирать выступившие слезы. Потом достал флягу и стал жадно пить. Ещё раз оглядев обстановку и подхватив свою холщовую сумку с красным крестом, фельдшер вышел из автобуса.
Степка подождал несколько секунд, увидел одобрительный кивок Виктора, наблюдавшего за окнами и дверью, и расстегнул шинель совсем. Морщившись от боли, он быстро вытащил "бумаги" и газетный свёрток, которые тут же исчезли в противогазной сумке, висевшей у Виктора через плечо. Через пару секунд Виктор, тронул Степку за плечо ("держись, я тебя позже найду") и выскочил из автобуса.
Степка посмотрел в автобусное окно. Все три тюка, вытащенные из пакгауза, уже почти не дымили. Их растаскивали пожарными баграми и просто руками Степку стало отпускать напряжение и от этого у него опять закружилась голова и сильно захотелось спать. В автобусе снова появился раздраженный фельдшер с вопросом:
- Где этот полоумный "сынок"-пожарный?..
Степка пожал плечами. В автобус двое работников склада стали затаскивать носилки с Ильёй Марковичем. Через несколько минут за руль уселся водитель и автобус тронулся к проходной, покачиваясь на ухабах.
В заводском медпункте Степке обработали обе ладони, помазали ожоги какой-то вонючей мазью и перебинтовали. Пострадавшего при пожаре осмотрел врач и Степка увидел, как тот пишет в карточке "отравление угарным газом, ожоги 1-й степени". У Степки взяли кровь на анализ, заставили немного подышать кислородом и отправили в палату "отдыхать". Через полчаса на носилках в палату принесли Илью Марковича. Он с трудом перебрался на соседнюю кровать и вытянулся в изнеможении. Через несколько минут с его кровати стал доносится негромкий храп.
В палате была рассчитана на четыпёх человек, но только две койки сейчас оказались заняты. Степка тоже попытался заснуть, но его всё ещё подташнивало. К тому голова стала болеть сильнее. Он решил "дошлёпать" до дежурной медсестры и попросить "что-нибудь от головы".
Медсестра читала какую-то книжку, обёрнутую газетой. После недолгих уговоров она выдала Степке таблетку, но настояла на том, чтобы он её запил противной микстурой. Вернувшись в палату. Степке показалось, что одеяло на его кровати лежит "как-то не так" и матрац оказался сдвинутым на пару сантиметров. Илья Маркович продолжал издавать ритмичные звуки на соседней кровати, повернувшись к стенке.
Степке вспомнилась реплика Виктора "это действительно становится очень интересным", произнесённую в начале пожара в пакгаузе. Улёгшись на койку, Степка изменил свои дальнейшие намерения, связанные с тем, чтобы попытаться поспать "пару часов". Следующая идея пришла к нему в голову довольно быстро. Но её реализацию пришлось пока отложить "до лучших времён". Думая о другой идее, Степка поймал себя на мысли, что головная боль понемногу проходит.
Его разбудила медсестра, тронув за руку со словами:
- Вставай, милок. Пойдем на ожоги твои посмотрим...
За окном наступал рассвет, на Степкиных часах обе стрелки сошлись в одну, немного не дойдя до цифры "семь". Получается, что он проспал не менее шести часов. Но голова у Степки продолжала "гудеть". Илья Маркович теперь тихо посапывал на соседней койке.
Степка в спадающих шлепанцах, полученных в каптёрке медпункта в обмен на свои сапоги, зашаркал вслед за медсестрой. В процедурной стоял специфический запах. Осмотр Степкиных ожогов был не долгим, самой противной и болезненной оказалась процедура снятия бинтов. Помазав ладони опять какой-то мазью, медсестра теперь лишь обернула радони какими-то тряпочками и подвесила обе Степкины руки на перевязи. Зов природы заставил Степку задать вопрос:
- А как же я теперь ложку держать буду и... вообще?
Медсестра ободряюще хихикнула:
- Ложку тебе санитарка подержит пару дней и... "вообще" тоже она сможет тебе подержать.
Затем добавила, открывая дверь в коридор:
-...Подожди тут. К тебе пришли... А у меня смена закончилась.
Через несколько минут в процедурную тихо вошёл осунувшийся Виктор с красными от недосыпа глазами и задал первый вопрос:
- Ну как ты тут?
Степка попытался показать большой палец, но у него это плохо получилось. Первым делом рассказал своему руководителю про сдвинутый матрац на койке. Виктор удовлётворенно покивал:
- Да, усугуляется... Кстати, у тебя в палате минут десять назад уже появился третий "пациент". Ты его должен помнить ещё по Казани, Это один из московских "топтунов", очень смышлённый парень. Но вы конечно не знакомы... Усёк?
Голова у Степки болела уже не так сильно, поэтому он спросил:
- А что у него могло случиться ночью на заводе?
Виктор ухмельнулся:
- Типа металлическая стружка в ночной смене в глаз попала... Нарушил технику безопасности, без очков работал на токарном станке... Так что Илья Маркович будет теперь под пристальным присмотром... Но я всё никак не вспомню, где мог его видеть...
Степка перебил своего руководителя:
- А как ты из сержантов пожарным оказался вчера так быстро?
Виетор усмехнулся:
- Пришлось свои настоящие "корочки" показать командиру пожарного расчёта и немного власти употребить... Давай выкладывай всё, что тебе известно об Илье Марковиче, что он говорил за это время тебе и не только... Например, у него в анкете написано, что он родился в Омске, учился в железнодорожном училище, а призывался на службу из Пензы...
Степка задумался:
- Да мы мало общались не по службе...
Виктор его подбодрил:
- Но общались же всё-таки? И давай о том, о чём общались по службе. Вали всё до кучи. Может быть полезна любая мелочь.
Степка замялся:
- А можно мне сначала в сортир?
Виктор разрешил и кивнул на Степкины руки:
- Только быстро... Тебе помочь?
Степка покраснел и буркнул:
- Сам справлюсь.
Он справился, но только часть мази, наложенной полчаса назад медсестрой, оказались теперь на шароварах. Вернувшись в процедурную, Степка стал "вываливать" всё, что он слышал от своего непосредственного "складского" начальника в различных разговорах и что он по этому поводу думал или предполагал...
На примерно пятой или шестой минуте своего рассказа Степка выдал следующее:
- ...И вообще мне кажется, что он с Дальнего Востока...
Виктор встрепенулся:
- Почему?
Степка обосновал своё предположение:
- Он знает, например, сколько времени в Хабаровске, когда в Москве полночь... И ещё он знает, что такое лимонник. Он ведь на Дальнем Востоке растёт? Помнишь, ты мне давал его семена, когда мы...
Тут уже Виктор перебил свонго подчиненного и почти закричал:
- Точно!.. Хабаровск, то есть Благовещенск... Нешто "Амурский тигр"?..
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.