Запустить собственный проект, выйти на первые продажи, найти полезные мероприятия для стартапов и даже привлечь внимание инвесторов начинающим командам помогают специально обученные специалисты — наставники. Мы поговорили с лидером Академии наставников Екатериной Морозовой о том, в чем различия менторов, наставников и трекеров и где можно научиться работать с молодежными командами.
За пять лет Академия подготовила почти 30 тысяч наставников — людей, которые сопровождают проектные команды в школах, университетах, «Кванториумах». У наставников есть важное отличие от учителей и вузовских преподавателей: они работают с командами на равных. Наставник может обладать бОльшим опытом и экспертизой, однако он не встает в позицию «учителя» или «руководителя» проекта. Он не учит команду, как правильно что-либо сделать, и тем более ничего не делает за участников, хороший наставник помогает команде найти инструменты и способы реализации своего проекта и понимает, что работает с людьми, у которых есть собственные планы и цели, определенный уровень подготовки и компетенций.
С проектными командами и стартапами работают не только наставники. «Одна из текущих совместных задач Фонда «Сколково» и Академии наставников — сформировать правильное понимание ролей, сопровождающих развитие проектов и бизнесов», — рассказывает Екатерина Морозова.
На акселерационных программах и коротких интенсивах с участниками обычно работает трекер. Это человек, который владеет технологией сопровождения проекта, направленной на «подращивание» определенного количества бизнес-метрик в заданный промежуток времени. Это может быть и три недели, и полгода, и год — все зависит от конкретной программы и типа проекта. «Трекер не влияет на состав команды, а работает с людьми, которые к нему пришли. Если он считает, что для подращивания метрик надо кого-то из команды, что называется, «отстегнуть», он говорит об этом открыто», — отмечает Екатерина Морозова.
Помимо трекера, с наставниками может работать ментор. Его особенность — наличие бизнес-опыта. «Менторами становятся люди, которые уже запустили несколько стартапов или, например, работали в корпоративных структурах. У них есть системное понимание того, как устроен бизнес, и они готовы делиться своим опытом с начинающими проектами», — поясняет Екатерина Морозова.
Что касается сопровождения молодежных проектов, то наставниками, как правило, выступают школьные учителя и преподаватели вузов. Назвать их менторами едва ли возможно, ведь у них в большинстве случаев нет собственного бизнес-опыта. Но именно они помогают молодым командам определиться с тем, чем те хотят заниматься — бизнесом, научными исследованиями, инженерией. Когда команда определилась со своей сферой интересов, к работе может подключиться ментор.
«За 5 лет работы нашей Академии у нас сформировалось четкое понимание: наиболее успешными становятся молодежные проекты, с которыми работают два человека. Первый — это преподаватель из вуза в роли наставника. Он помогает студентам собраться в команды, сплотиться вокруг идеи, найти полезные стартап-конференции или профильные форумы, в которых можно принять участие и получить на это финансовую поддержку вуза. Наставник — это человек, который удерживает организационный контур. Также наставник помогает менторам от индустрии или науки «зайти» в университет и поработать с командой. Ментор — эксперт с предпринимательским или инженерным опытом — также критически важен для развития школьного или студенческого стартапа», — отмечает Екатерина Морозова.
Помимо наставников, менторов и трекеров есть и другие сопровождающие роли — коучи и тьюторы. И у них также свои задачи и особенности. Так, тьютор сосредоточен на формировании образовательной или профессиональной траектории, помогает учащимся осознать свои компетенции, сформировать индивидуальную образовательную траекторию и деятельность таким образом, чтобы сделать ставку на сильные стороны и подтянуть слабые. В свою очередь, коуч помогает клиентам разобраться с личными и профессиональными сложностями, организовать свою деятельность так, чтобы достигать целей и завершать проекты. «Роли и компетенций, связанных с удержанием и развитием продукта, ни у коуча, ни у трекера нет», — заключает Екатерина Морозова.
Пройти подготовку и стать наставником проектных команд можно в Академии наставников. Пользователям платформы доступна диагностика, которая показывает, насколько развиты необходимые для наставничества компетенции и какие навыки стоит прокачать. На платформе доступны 15 курсов. Слушатели узнают, кто такой наставник, какие бывают форматы работы, познакомятся с различными инструментами сопровождения детско-взрослых проектов, прокачают ключевые компетенции и смогут внедрить в работу новые инструменты. Все курсы и материалы находятся в открытом доступе и предоставляются бесплатно. По итогам обучения пользователи получают сертификат.