Вообще в момент формирования УТП многие основатели чувствуют себя собакой, вроде все понимают про свой бизнес, верят в него, даже конкурентов знают и рынок видят, а вот сказать вслух УТП не получается.
Проживаю эту ситуацию в своих проектах. Выводы пока делать рано, но мысли есть.
УТП может появиться гораздо позже старта вашего бизнеса. Конечно идеально осознать его на уровне идеи, как например было у Spotify (самый быстрый стриминговый сервис в мире в то время). Жить в идеальном мире конечно хочется, но не получается. Поэтому если у вас нет УТП, а есть бизнес, то не все плохо. Скорее всего вы растете на росте рынка. Он когда-нибудь кончится, но к тому времени уже нужно что-то придумать.
Уникальность можно поискать в цене. Чтобы быть дешевле - придется хакнуть систему себестоимости или технологию производства. Можно поковырять сроки, быстрее сделать человека счастливым - это отличное УТП. Можно быть уникальными в качестве. Быть более качественным, чем конкуренты. Здесь конечно придется разложить качество на составляющие и понять, где вы сильнее.
Но так бывает, что продукт слишком рыночный, не получается легко вывести уникальность. Как в нашем случае, что уникального мы можем предложить например в наших десертах? Сроки хранения? Не уникальны. Вкусы? Такая же история, либо это нужно делать ресторан, где будут приходить за вкусами, а мы не рестораторы. Поэтому тут нужно сформировать определенные свойства продукта, важные для клиента и дальше понять, сколько этих свойств продукта охватываем мы и сколько конкуренты.
Вообще заметил, что анализ рынка, конкуренты, УТП - это все нелюбимые задачки фаундеров. Почему? Ну возможно препарирование своего бизнеса не всегда приятное занятие, а вдруг найдешь что-то, чего не хотел, или не найдешь того, чего хотел. Тут предпринимательское ЭГО может сильно пострадать.
А у многих есть еще мысль такая, что все ж и так хорошо, растем потихоньку, зачем мне все эти ваши утепе-шмутепе.
Мы вот всерьез задумались, так как в следующем году нам нужно сделать качественный рывок, который скорее всего будет нацелен на рост на падающем рынке (я имею ввиду весь рынок в целом).
Сергей Третьяков
- запускал Теле 2 в России, затем развивал мобильный интернет в МТС
- foodtech, edutech