Найти в Дзене
Гик-чердак

«Эдвард руки-ножницы». Путь от экскиза к сердцу зрителя.

Оглавление
…А я теперь буду знать, что если идёт пушистый снег — значит, это Эдвард вытачивает прекрасные фигуры, фигуры неописуемой красоты — как и его душа…
Ким (Вайнона Райдер) танцует в снежинках, пока Эдвард (Джонни Депп) делает фигуру из льда.
Ким (Вайнона Райдер) танцует в снежинках, пока Эдвард (Джонни Депп) делает фигуру из льда.

Образцовый бёртоновский фильм, где всё по канону: странный главный герой из мрачного готического замка, которого не принимает псевдонормальное общество из городка с домами пастельных оттенков. Вопрос с порога: вам это никого не напоминает? Бёртон не хотел делать фильм автобиографичным, но всё-таки в нём очень много личного. А теперь по порядку.

О чём?

«Эдвард руки-ножницы» – история о юноше-киборге, которого сотворил таинственный Создатель, живший в замке на холме. Учёный собирал его деталь за деталью, постепенно превращая в человека, но смерть помешала ему довести до конца творение. Поэтому Эдвард остаётся в одиночестве. С ножницами вместо рук и абсолютно не приспособленный к жизни. Но однажды он встречает женщину, которая решает забрать его к себе в семью.

Постер к фильму (иллюстрация из книги Айана Натана)
Постер к фильму (иллюстрация из книги Айана Натана)

История создания

Всё началось с большого взрыва. Точнее, с наброска, который Бёртон нарисовал ещё в юношестве. Тощий парень, обтянутый чёрной кожей, с гнездом спутанных волос на голове и с острыми лезвиями вместо пальцев. Эскизы Тима умеют говорить красноречивее самого режиссёра, и этот не исключение. Несчастная душа, которая тянется к миру, но способна поранить его просто коснувшись. В подростковом возрасте Бёртона не покидала мысль, что он не способен выстраивать отношения с людьми.

«Я, например, чувствовал, что просто не в состоянии общаться с людьми. Словно твой образ и восприятие тебя другими людьми противоречат твоей внутренней сути — это случается достаточно часто».

Едва увидев рисунок Бёртона, писательница Кэролайн Томпсон уже знала, что с ним нужно делать. Им с режиссёром удалось достичь полного взаимопонимания, и очень скоро сценарий был готов. Не желая бороться с идеями, которые навязывают студии, Тим работал над проектом самостоятельно.

Одним из главных импульсов для создания фильма стала нетерпимость Бёртона к категоризации. В детстве он постоянно видел, как взрослые навешивают ярлыки на детей. Решают, кто умный, способный, нормальный, а кто наоборот, вдалбливая это в неокрепшие умы. С ранних лет у людей подрывается вера в себя, и они сами начинают считать себя неспособными и неправильными. Но выводы этих взрослых основываются лишь на их собственном понимании «хорошего» и «правильного». А если ты не подходишь под эти стандарты, то добро пожаловать в клуб отшельников и неугодных обществу.

«Я попал в число странных, потому что был тих, погружен в себя. Разбить людей на категории очень легко, даже в Голливуде. Сплошь и рядом мне приходится сталкиваться с актёрами, которых зачислили в драматические, поэтому, мол, они не способны сделать то или другое»

В «Эдварде руки-ножницы» Бёртон постарался во всех красках отразить образ Бёрбанка, в котором он вырос. Городок из фильма можно назвать его утрированной копией с цветастыми домами, однообразными видами и любопытными соседями, которые сбегаются поглазеть на любую пробегающую мимо белку.

Яркие домики города, в который попадает Эдвард из своего мрачного замка.
Яркие домики города, в который попадает Эдвард из своего мрачного замка.
«Выросший в пригороде, я всегда понимал единственный шанс увидеть всех соседей сразу — если что-то происходит на публике: несчастный случай, например».

Когда дело дошло до выбора актёра на главную роль, студия всеми силами пыталась достучаться до Тома Круза. Тогда он был на пике популярности, что, по их мнению, должно было принести фильму невероятный успех. Бёртон даже несколько раз с ним встречался, но не увидел в Крузе Эдварда. Среди кандидатур также были Роберт Дауни-младший, Том Хэнкс, Уильям Хёрт и даже Майкл Джексон.

И только на встрече с Джонни Деппом режиссёр понял, что нашёл того, кто ему нужен. На тот момент у Джонни сложилась репутация идола тинейджеров, а в прессе ходили слухи о тяжёлом характере и странностях в поведении. Такое противоречие между его образом и тем, что Тим увидел на встрече, только убедило режиссёра в том, что Депп не просто подходит на эту роль. Он и есть своего рода Эдвард.

Джонни Депп в образе Эдварда руки-ножницы. (Иллюстрация из книги Стивена Дейли "Джонни Депп. Безумец с множеством лиц")
Джонни Депп в образе Эдварда руки-ножницы. (Иллюстрация из книги Стивена Дейли "Джонни Депп. Безумец с множеством лиц")

Сам актёр отзывается о своей первой работе с Тимом максимально положительно. Впервые прочитав сценарий, он не смог сдержать слёз, и был буквально одержим идеей сыграть Эдварда, но не мог посметь об этом даже мечтать. Ну а чем всё закончилось, мы с вами и так знаем.

Между Бёртоном и Деппом возникла неуловимая связь, которая позволила им понимать друг друга с полувзгляда. Роль принесла Джонни большой успех. Его глаза, мимика и жесты говорили громче любых слов и завоевали сердца зрителей.

Тим и Джонни на съёмках фильма.
Тим и Джонни на съёмках фильма.

Бёртон хотел создать сказку, в которой нет места буквальностям, а многие вещи остаются для домысливания. Да и кого будут интересовать формальности типа «Где Эдвард берёт лёд?», «Как он жил один?», «Что замок делает так близко к городу?», когда перед нами разворачивается такая трагичная история.

А для усиления эффекта сказочности служат начало и финал. Ведь, по сути, всю историю рассказывает бабушка на ночь своей внучке.

Персонажи

Эдвард. Он вроде бы человек, но в то же время нет. Хотя человечного в нём явно больше, чем в большинстве жителей городка. Одинокий, искренний, способный на беззаветную любовь. Его хрупкий и нежный внутренний мир спрятан под панцирем внешней оболочки. Он хочет быть полезен, старается стать частью общества, но оно пытается его изменить и подогнать под свои критерии. В конечном итоге никто не готов принять Эдварда таким, какой он есть, и юноша вынужден вернуться к одинокому существованию в замке. Его душа оказалась слишком чиста на фоне гнили, испускаемой горожанами.

Ким. Девушка, в которую влюбляется Эдвард. Сама она не сразу смогла разглядеть в нём доброту, хотя и отличается от основного населения города. Вовремя прийти на помощь юноши ей помешали предрассудки и нежелание выделяться на фоне друзей, в которых Бёртон отразил образ типичных крутых ребят. Но глупость своего поступка она осознаёт слишком поздно, и история заканчивается плачевно.

- Обними меня. - Я не могу.
- Обними меня. - Я не могу.

Жители города. Любопытные, эгоистичные и злые. Их яркий внешний вид и образ толпы барби не вызывает никакого доверия. Они принимают Эдварда, пока это выгодно. А после обвинения в ограблении готовы съесть его живьём без суда и следствия.

«Я с самого начала чувствовала, что с ним что-то не так» (с) Джойс, жительница города

И ещё…

Но всё-таки, где Эдвард берёт лёд??? Думаю, заказывает на Amazon. Сам Бёртон всем любителям буквализма, которые интересуются подобными вопросами, советует идти смотреть «Троих мужчин и маленькую леди» (1990). Там никаких дыр в сюжете не будет 😜

«Я ценю определённую долю символизма, абстракции, простор для домысливания. Для меня гораздо предпочтительнее устанавливать с чем-то связь на уровне подсознания, чем рассуждать об этом»