«Кролики – это не только ценный мех, но и три-четыре кг диетического, легкоусвояемого мяса». Эта фраза из юмористического диалога стала в свое время расхожей, но вряд ли кто-то задумывается, чем, собственно, полезна крольчатина, и почему, к примеру, в Казахстане так мало этого мяса. Об этом корреспонденту Agroqogam.kz рассказал кроликовод Дмитрий Фирсенко.
Он занимается разведением пушнины с юности. Сначала в приоритете были чернобурки, норки, песцы. А затем его заинтересовали ушастые питомцы, появлению которых предшествовала разведка в Санкт-Петербурге. Там Дмитрий познакомился с известным российским кролиководом и одним из первых долларовых миллионеров этого «нетрадиционного» бизнеса. После чего, вдохновленный, вернулся в Казахстан. И, как говорится, понеслось.
«Мы в составе ТОО «Первая строительная компания» создали уникальную концепцию кластерной кроликофермы. На базе этой технологии объединяем ряд мелких хозяйств, даем технологию, осуществляем централизованный заказ кормов, а раньше они существовали как небольшие подсобные хозяйства. Это разработано именно нами, так сказать, авторская придумка. К частным подсобным хозяйствам слабое доверие: непонятно, как кролик выращивался, как его забили, и это тоже снижает доверие к продукту. А мы всё стандартизируем и выпускаем кроличье мясо под единым брендом. У нас в Алматы насчитывается поголовья около 25 тысяч, в Жамбылской области – 15 тысяч, также наши кластеры есть в Шымкенте, Таразе и Петропавловске. Наши фермы вытягивают в рентабельности, ни одна другая не вытянет. На рынке мы с 2008 года.
Вообще, кролиководство можно сравнить с разведением голубей – здесь надо быть энтузиастом. И я считаю, что мясо должно стоить не полторы-три тысячи за килограмм, а пять-шесть тысяч, а так не выгодно. Ведь как такового устоявшегося рынка крольчатины нет в Казахстане. Есть периодические продавцы. Поэтому у наших домохозяек нет даже технологии производства блюд из этого мяса.