Найти тему
Анна Бердникова

Воображаемая подруга Настя

Воображаемые друзья маленьких детей - явление гораздо более распространенное, чем кажется на первый взгляд. У каждого ребенка может быть свой Карлсон.

Из рабочего процесса:

У меня дочь Света, ей скоро 3 года.
Сегодня с утра у нас появилась Настя, в том смысле что Света выдумала ее и водится с ней, кормит, усыпляет, разговаривает с ней и т.д.
Я ей даю куколок других, она с ними не играет, а только с воображаемой Настей. Имя такое скорее всего она выбрала потому что у моей сестры родилась полтора месяца назад дочка, назвали Настей...
Как мне реагировать на это правильно? И почему могло так произойти?
Помогите разобраться

Описываемое вами явление значительно более распространено, чем это принято считать. Многие дошкольники придумывают себе товарищей, чье воображаемое присутствие скрашивает их повседневную жизнь.

Достаточно вспомнить одинокого Малыша, подружившегося с Карлсоном, который живет на крыше. Эти воображаемые спутники – невидимки, хотя дети могут называть их по именам, упоминают о них в разговорах и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными товарищами. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности их мыслей и действий. Такой друг становится отражением ребенка, его сторонником и соратником, вторым я, которое никогда не подведет, удовлетворит актуальные потребности: если кто-то съел варенье, то, конечно, это сделал вовсе не ваш замечательный малыш, а его лучший друг Карлсон. Если родителям кажется, что малыш затеял слишком шумную игру, то воображаемый товарищ так не считает, он целиком и полностью на стороне малыша.

Хотя эти воображаемые товарищи обладают реальностью для ребенка, объективно они не существуют.

Проведенные недавно исследования показали, что до 65% дошкольников выдумывают себе друзей. Хотя у некоторых детей, придумывающих себе товарищей, обнаруживаются клинические проблемы в зрелом возрасте, статистически происходит это не чаще, чем с детьми, не имеющими выдуманных друзей. Само по себе это занятие связывается скорее с положительными качествами ребенка. Например, по сравнению с детьми, у которых нет воображаемых друзей, они более общительны, менее застенчивы, более креативны, имеют больше реальных друзей и активнее участвуют в семейных и внесемейных мероприятиях. Похоже, воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в искусстве вести разговор. Воображаемые друзья – это надежные предсказатели того, что дети успешно вольются в коллектив любого дошкольного учреждения, будут общительны и дружелюбны со сверстниками и взрослыми.
Общение с воображаемым другом способствует развитию воображения ребенка, учит его строить эмпатические догадки – предполагать, что может чувствовать другой человек в тех или иных обстоятельствах – ведь здесь ребенок, по сути, сам создает комплексную и целостную личность, продумывая для нее образ мыслей, мир чувств и желаний. Такой опыт помогает ребенку лучше представлять и понимать окружающих.

Наконец, наличие воображаемого товарища может принести пользу не только в эмоциональном, но и в познавательном развитии. Возможно, дети, проявляющие тягу к фантазиям, получают опыт, который помогает им постичь связь между символической репрезентацией и реальным миром. Фантазирование может облегчить детям понимание того, что их умственные образы отличаются от объектов внешнего мира. Стоит детям научиться проводить это различие в символических играх – с воображаемыми партнерами или без них – и они оказываются более подготовленными к тому, чтобы справиться с ним в других ситуациях и в другой обстановке.

Настя - это по сути вынесенная субличность ребенка, которая для чего-то нужна. Например, чтобы не чувствовать себя одинокой или чтобы было на кого свалить последствия своих проказ (это если и будет, то, наверное, немного позже)

Думаю, что лучше всего сейчас сохранять нейтралитет по отношению к Насте - не упоминать ее до того, как дочь начала о ней говорить, не завязывать на Настю каких-то педагогических воздействий (вроде укладывания спать с Настей), то есть Вы не порицаете ребенка за изобретенный механизм адаптации, но и не поддерживаете его.

С появлением отчетливой внутренней речи (годам к пяти) Настя скорее всего уйдет. А может быть уйдет и раньше, если появление ее реакция на рождение Насти у Ваших близких.