Найти в Дзене
Смехом по жизни.

Массандровский дворец императора Александра III. Часть 5.

Продолжаем рассматривать кабинет императора. Обстановка комнаты дает представление о характере дворцовых кабинетов рубежа XIX-XX веков. В основном все предметы мебели и прикладного искусства здесь типовые, т.е. характерные для дворцовых интерьеров. Кресла работы русских мастеров своей торжественностью и резным с позолотой декором соответствуют всему оформлению кабинета (когда-то они находились в одном из Петербургских дворцов). Но большее внимание привлекают вещи, которые ранее принадлежали царской семье. Это, прежде всего, семейные портреты. В центре кадра - портрет Марии Александровны, супруги Александра II, выполненный французским гравером Ноэлем с живописной работы очень модного в то время французского художника, придворного портретиста короля Луи-Филиппа и Наполеона III В. Винтерхальтера (1806-1873), часто писавшего и русских царских особ. Портрет был написан за границей в 1857 году. Мария Александровна изображена в возрасте 33 лет. Художник создал несколько вариантов этого портре

Продолжаем рассматривать кабинет императора. Обстановка комнаты дает представление о характере дворцовых кабинетов рубежа XIX-XX веков. В основном все предметы мебели и прикладного искусства здесь типовые, т.е. характерные для дворцовых интерьеров. Кресла работы русских мастеров своей торжественностью и резным с позолотой декором соответствуют всему оформлению кабинета (когда-то они находились в одном из Петербургских дворцов). Но большее внимание привлекают вещи, которые ранее принадлежали царской семье. Это, прежде всего, семейные портреты. В центре кадра - портрет Марии Александровны, супруги Александра II, выполненный французским гравером Ноэлем с живописной работы очень модного в то время французского художника, придворного портретиста короля Луи-Филиппа и Наполеона III В. Винтерхальтера (1806-1873), часто писавшего и русских царских особ. Портрет был написан за границей в 1857 году. Мария Александровна изображена в возрасте 33 лет. Художник создал несколько вариантов этого портрета. Один из вариантов ранее находился в Зимнем дворце, сейчас в Эрмитаже, другой — из собрания Великого князя Владимира Александровича был продан на аукционе Сотбис в Монако в 1992 году.

Камин строгих классических форм в кабинете императора идеально вписывается в интерьер. Для панелей, дверей и деревянной обшивки ниши избрано более светлое дерево - орех. Мрамор серо-коричневого цвета прекрасно сочетается с деревянными панелями.

-2

Из кабинета императора проходим в опочивальню их величеств. В этом помещении все оформление должно было способствовать созданию атмосферы тишины и покоя. Для отделки опочивальни выбраны элементы рококо: изящными, мягкими линиями очерчено обрамление ниши алькова, в нежных пастельных тонах были выдержаны роспись потолка и шитье ламбрекена. Стены предполагалось затянуть светло-бежевой тканью. Под стать им деревянные двери, оконные рамы, решетки отопления были окрашены светло-кремовой краской. Сюда не попадает прямой солнечный свет, он рассеивается, проникая сквозь колонны глубокого балкона, на который выходят окна опочивальни. Эффект рассеянного радужного освещения создавали цветные витражи, вмонтированные в потолок балкона (к сожалению, они не сохранились).

-3

Не сохранилась и ткань, которой были декорированы стены дворца. Её заменили обои, но они по цвету, рисунку и фактуре максимально приближены к изначальному декору.

Так как царская семья никогда здесь не ночевала, то опочивальня использовалась скорее как гостиная. Требования комфорта и уюта в архитектуре конца XIX века сказались и в расстановке мебели. Часто ее организовывали "уголками", удобными для доверительных бесед. Стала преобладать мебель смягченных форм. Сейчас здесь размещены предметы убранства в стиле рококо: гостиный гарнитур мебели и два декоративных панно А.И. Шарлеманя. Гарнитур был выполнен в 60-х годах XIX в. в мастерской прославленного петербургского мастера Гамбса по заказу царской семьи (когда-то он находился в одной из гостиных Малого Ливадийского дворца).

-4

Все, кто читал бессмертное произведение Ильфа и Петрова "12 стульев", конечно же ахают, услышав имя знаменитого мастера Гамбса. И увидев воочию знаменитые "стулья из дворца", задают вопрос экскурсоводу: "А их проверяли на наличие драгоценностей?".

-5

Балкон примыкающий к опочивальне изначально он был сделан открытым, но уже в наши дни простенки между колоннами были закрыты, чтобы минимизировать воздействие атмосферных осадков на элементы декора. С балкона открывается чудесный вид на парк, горы и море.

-6

Традиционно во дворцах женские комнаты размещались на южной стороне, мужские — на северной. Опочивальня находится в центральной части дворца. Рядом с ней в южном крыле расположен нарядный, праздничный, в течение всего дня залитый солнцем "Кабинет Ея Величества". Здесь снова использованы "прототипы" классицизма, но в ином варианте. Невысоким рельефным багетом ограничены прямоугольные плоскости, в строгом ритме членящие стены. Их предполагалось затянуть тканью цвета "светлой резеды". Во всех комнатах дворца паркет очень простой, только у стен везде сделан бордюр, как пишется в архивных документах, из "дерев разных пород". Спокойные теплые тона обивочной ткани, гобелена, камина, панелей со светло-кофейным покрытием служили фоном для изумительной росписи плафона, растительные формы которой являлись как бы естественным продолжением видов, открывающихся из окон.

-7

Рисунок паркета очень динамичный и зрительно "подводит" к прекрасному резному камину из необычного светло-шоколадного мрамора.

-8

В кабинете императрицы размещены живописные портреты семьи Павла I. Датская принцесса Дагмара после венчания с Александром Александровичем (будущим императором) приняла православное имя Марии Федоровны — в честь супруги Павла I. Для нее эта семья олицетворяла собой образец воспитания и любви к искусству и наукам. Жена Александра III Мария Федоровна хорошо рисовала, покровительствовала художникам, коллекционировала произведения искусства, занималась благотворительностью.

-9

Императрица Мария Федоровна, для которой предназначался этот кабинет, пережила своего супруга Александра III на 34 года. Скончалась она уже в 1928 г. у себя на родине, в Дании, куда она эмигрировала в 1919 г. из Крыма. После февральской революции она находилась здесь под домашним арестом в имении "Ай-Тодор" у своего зятя Великого князя Александра Михайловича. После того, как в конце апреля 1918 г. большевики под натиском германских войск покинули Крым, кайзер Вильгельм предоставил ей полную свободу передвижения. Но она, возненавидев немцев за то, что они развязали войну против России, а значит и против ее сына Николая II, не покидала "Ай-Тодор" до тех пор, пока немцы не ушли из Крыма в ноябре 1918 г. В апреле 1919 года английский король Георг V (сын сестры Марии Федоровны) предоставил в ее распоряжение дредноут "Мальборо", и 11 апреля вместе со своими ближайшими родственниками Мария Федоровна покинула Россию. Ей было тогда 72 года. Она прожила на русской земле более полувека.

Экспозиция, которая создана в этом зале, соответствует и назначению, и декоративной отделке. В нее включены типичные для дворцовых интерьеров мебель, предметы прикладного искусства, живопись. Кое-где на потолках можно увидеть фрагменты росписи, освобожденной от многослойной побелки. Предстоят большие работы по восстановлению оригинальной росписи.

-10