Продолжаем рассматривать кабинет императора. Обстановка комнаты дает представление о характере дворцовых кабинетов рубежа XIX-XX веков. В основном все предметы мебели и прикладного искусства здесь типовые, т.е. характерные для дворцовых интерьеров. Кресла работы русских мастеров своей торжественностью и резным с позолотой декором соответствуют всему оформлению кабинета (когда-то они находились в одном из Петербургских дворцов). Но большее внимание привлекают вещи, которые ранее принадлежали царской семье. Это, прежде всего, семейные портреты. В центре кадра - портрет Марии Александровны, супруги Александра II, выполненный французским гравером Ноэлем с живописной работы очень модного в то время французского художника, придворного портретиста короля Луи-Филиппа и Наполеона III В. Винтерхальтера (1806-1873), часто писавшего и русских царских особ. Портрет был написан за границей в 1857 году. Мария Александровна изображена в возрасте 33 лет. Художник создал несколько вариантов этого портрета. Один из вариантов ранее находился в Зимнем дворце, сейчас в Эрмитаже, другой — из собрания Великого князя Владимира Александровича был продан на аукционе Сотбис в Монако в 1992 году.
Камин строгих классических форм в кабинете императора идеально вписывается в интерьер. Для панелей, дверей и деревянной обшивки ниши избрано более светлое дерево - орех. Мрамор серо-коричневого цвета прекрасно сочетается с деревянными панелями.
Из кабинета императора проходим в опочивальню их величеств. В этом помещении все оформление должно было способствовать созданию атмосферы тишины и покоя. Для отделки опочивальни выбраны элементы рококо: изящными, мягкими линиями очерчено обрамление ниши алькова, в нежных пастельных тонах были выдержаны роспись потолка и шитье ламбрекена. Стены предполагалось затянуть светло-бежевой тканью. Под стать им деревянные двери, оконные рамы, решетки отопления были окрашены светло-кремовой краской. Сюда не попадает прямой солнечный свет, он рассеивается, проникая сквозь колонны глубокого балкона, на который выходят окна опочивальни. Эффект рассеянного радужного освещения создавали цветные витражи, вмонтированные в потолок балкона (к сожалению, они не сохранились).
Не сохранилась и ткань, которой были декорированы стены дворца. Её заменили обои, но они по цвету, рисунку и фактуре максимально приближены к изначальному декору.
Так как царская семья никогда здесь не ночевала, то опочивальня использовалась скорее как гостиная. Требования комфорта и уюта в архитектуре конца XIX века сказались и в расстановке мебели. Часто ее организовывали "уголками", удобными для доверительных бесед. Стала преобладать мебель смягченных форм. Сейчас здесь размещены предметы убранства в стиле рококо: гостиный гарнитур мебели и два декоративных панно А.И. Шарлеманя. Гарнитур был выполнен в 60-х годах XIX в. в мастерской прославленного петербургского мастера Гамбса по заказу царской семьи (когда-то он находился в одной из гостиных Малого Ливадийского дворца).
Все, кто читал бессмертное произведение Ильфа и Петрова "12 стульев", конечно же ахают, услышав имя знаменитого мастера Гамбса. И увидев воочию знаменитые "стулья из дворца", задают вопрос экскурсоводу: "А их проверяли на наличие драгоценностей?".
Балкон примыкающий к опочивальне изначально он был сделан открытым, но уже в наши дни простенки между колоннами были закрыты, чтобы минимизировать воздействие атмосферных осадков на элементы декора. С балкона открывается чудесный вид на парк, горы и море.
Традиционно во дворцах женские комнаты размещались на южной стороне, мужские — на северной. Опочивальня находится в центральной части дворца. Рядом с ней в южном крыле расположен нарядный, праздничный, в течение всего дня залитый солнцем "Кабинет Ея Величества". Здесь снова использованы "прототипы" классицизма, но в ином варианте. Невысоким рельефным багетом ограничены прямоугольные плоскости, в строгом ритме членящие стены. Их предполагалось затянуть тканью цвета "светлой резеды". Во всех комнатах дворца паркет очень простой, только у стен везде сделан бордюр, как пишется в архивных документах, из "дерев разных пород". Спокойные теплые тона обивочной ткани, гобелена, камина, панелей со светло-кофейным покрытием служили фоном для изумительной росписи плафона, растительные формы которой являлись как бы естественным продолжением видов, открывающихся из окон.
Рисунок паркета очень динамичный и зрительно "подводит" к прекрасному резному камину из необычного светло-шоколадного мрамора.
В кабинете императрицы размещены живописные портреты семьи Павла I. Датская принцесса Дагмара после венчания с Александром Александровичем (будущим императором) приняла православное имя Марии Федоровны — в честь супруги Павла I. Для нее эта семья олицетворяла собой образец воспитания и любви к искусству и наукам. Жена Александра III Мария Федоровна хорошо рисовала, покровительствовала художникам, коллекционировала произведения искусства, занималась благотворительностью.
Императрица Мария Федоровна, для которой предназначался этот кабинет, пережила своего супруга Александра III на 34 года. Скончалась она уже в 1928 г. у себя на родине, в Дании, куда она эмигрировала в 1919 г. из Крыма. После февральской революции она находилась здесь под домашним арестом в имении "Ай-Тодор" у своего зятя Великого князя Александра Михайловича. После того, как в конце апреля 1918 г. большевики под натиском германских войск покинули Крым, кайзер Вильгельм предоставил ей полную свободу передвижения. Но она, возненавидев немцев за то, что они развязали войну против России, а значит и против ее сына Николая II, не покидала "Ай-Тодор" до тех пор, пока немцы не ушли из Крыма в ноябре 1918 г. В апреле 1919 года английский король Георг V (сын сестры Марии Федоровны) предоставил в ее распоряжение дредноут "Мальборо", и 11 апреля вместе со своими ближайшими родственниками Мария Федоровна покинула Россию. Ей было тогда 72 года. Она прожила на русской земле более полувека.
Экспозиция, которая создана в этом зале, соответствует и назначению, и декоративной отделке. В нее включены типичные для дворцовых интерьеров мебель, предметы прикладного искусства, живопись. Кое-где на потолках можно увидеть фрагменты росписи, освобожденной от многослойной побелки. Предстоят большие работы по восстановлению оригинальной росписи.