В далеком 2014 году Данила Козловский снимался в экранизации «Академии вампиров» и, видимо, настолько проникся вампирским антуражем, что в начале 2022 года под его руководством вышел мини-сериал «Карамора». Удалось ли ему создать собственную вселенную и стоит ли этот сериал внимания?
Сюжет разворачивается в дореволюционной России XX века. Главный герой, Карамора, он же - Данила Козловский. Мужчина анархист, на которого в ходе стычки со своими подельниками напал вампир Руневский. Вся группа погибла, кроме Караморы; ему удается сбежать. Убиты не только сообщники, но и любимая девушка главного героя - Алина. На этом первая серия и заканчивается.
Дальше в пересказ сюжета углубляться будет довольно проблематично - за восемь серий, что очень мало, в сериал пытались вставить как можно больше сюжетных событий. После первого эпизода сериал логически делится на два равных по времени куска - сюжетная линия борьбы Караморы с вампирами и параллельная линия Руневкого и новообращенной Алины. Звучит довольно интересно, но на деле все выглядит как большое лоскутное одеяло. То тут персонаж появится и пропадет, там сюжетное событие возникнет.
Как говорили причастные к сериалу люди, сценарий неоднократно менялся по ходу съемок. Что-то вырезали, а что-то дописывали. И такой подход к созданию произведения очень сказался на итоговой версии. Простой пример: как только вампирша Алина просит Руневского взять ее в помощники, в сериале появляется персонаж графа Дашкова. Тот угрожает героям и говорит, что за самовольные обращения людей следует казнь, поэтому отныне он будет внимательно следить за Руневским и его действиями.
И вот кажется, что сейчас начнётся интересный и напряженный сюжет. Руневский и Алина будут противостоять графу, но тот просто пропал из сериала. Вот нет его больше. Он мелькнул в последний сериях, но дальнейшего развития конфликта не последовало. Зачем это было, к чему делать мнимую угрозу, если для главных героев она ничего не значит? Вместо того, чтобы сузить круг персонажей и ввести несколько проработанных сюжетных веток, повествование бросает от одного события к другому. И ни одна линия не имеет полноценного развития или завершения.
Дальше только веселее, ведь помимо сюжета есть и персонажи. А у нас и тут проблема. И вся она сосредоточена в персонаже Караморы. Это какая-то настоящая загадка, ведь остальные герои получились интересными. Вампиры сталкиваются с испытаниями и раскрываются как личности. По сравнению с ними персонаж Козловского всесилен, ведь он не терпит лишений и всегда оказывается в нужном месте. Сказал что ему нужно именно это, так рядом оказывается нужный персонаж, который обязательно выручит. Потом помощник пропадет из сюжета, пока не понадобится снова. Создается впечатление что Козловский стремится создать персонажа под себя, то есть воплощение всех хотелок. Карамора и дамский угодник, но верен той самой, и в одиночку разносит банду головорезов, и Маяковскому указывает как стихи пишутся. За остальными героями подобных вещей почему-то не наблюдается.
От этого страдает и вселенная сериала. По большому счету, “альтернативность” строится на существовании вампиров из высшего общества. Нам показывают, что не все аристократы упыри, среди них есть и обычные люди, не подозревающие об изнанке их мира. Тут возникает очевидный вопрос - как вампиры существуют в обществе, знающем друг о друге почти все. Как сказано в самом сериале, они разыгрывают свою смерть, а затем представляются потомками. Очень странно, что этого никто никогда не замечал. К тому же, вампиры не избегают человеческого общества и общаются целыми семьями. Уйти в тень на время смены личности они вряд ли могут, потому что большинство бессмертных активно участвуют в политической жизни страны.
Еще вопросы вызывает персонаж Распутина. Нам дают понять, что у него есть особые сверхсилы, и у Караморы иммунитет к ним. А что это за силы, почему они есть только у него никто не объясняет.
Стоит упомянуть и финал сериала. В нем две огромные сюжетные ветви слились в масштабный финал, где все вампиры умираю, а на этом пепелище остается один Карамора. Цель достигнута, но сколькими жизнями пришлось пожертвовать в процессе. И, самое худшее, что главная цель, ради которой он боролся, - Алина, обратилась в вампира и вышла замуж за другого.
Если бы все закончилось именно тут, то это было бы хорошо. На все косяки можно было бы закрыть глаза и сказать, что сериал не так плох. Но вместо финальных титров сюжет продолжается. Теперь под свое крыло Карамору берет партия коммунистов, ведь они узнали всю историю борьбы с упырями. И им во что бы то ни стало хочется стать новым, совершенным поколением бессмертных.
И после непонятного монолога персонаж Козловского уничтожает остатки вампиров и всю партию вместе с собой. Перед самыми титрами, мы видим очередное продолжение. Уже в нашем времени один из вампиров выжил и за ним начинает охоту некто называющий себя “Карамора”. И это худшее решение. Все понимают, что, скорее всего, второго сезона не будет. Сам же Козловский говорил в интервью, что не скоро снова возьмется за такой большой проект. Зачем тогда вот этот открытый финал? Показать светлое будущее с огромными голограммами в 2022 году, которые стали возможны благодаря сохранению монархии? Зачем?
Конечно, все это можно назвать ожидаемыми недоработками, возникшими в производственном аду. Да-да, это все понятно. Но оправдывает ли это очевидные косяки и дыры?
Подводя итоги, удалось ли Козловскому справится с сериалом? В нём есть хорошие моменты, интересные детали и персонажи, задумки, но желание сделать произведение сложносочиненным и масштабным не сыграло тут на руку. Слишком много всего осталось за кадром, все просто кричит о нехватке времени. Поэтому стоит ли тратить свое время на просмотр Караморы - вопрос неоднозначный. Если вас не отталкивают перечисленные минусы и есть желание глянуть действительно хорошие моменты, то может и стоит разок посмотреть.
Елизавета Карамышева