Итак, свершилось - лечу на работу ранним морозным утром и наслаждаюсь звуками которые издает Белка после ремонта. Коробку не слышно от слова совсем и при любых режимах. Последние три месяца вой "бешенного троллейбуса" заглушал все остальные агрегаты и заставлял прохожих оборачиваться. Теперь же слышно лишь басовитое урчание двигателя, вой переднего редуктора напоминающий турбину гоночного автомобиля, и характерный звук раздатки с шестернями задних конечностей. Все в пределах нормы. Так что же произошло с моей коробкой передач?
Еще 12 июля 2019 года, когда на границе пустыни Каракумов по дороге из Пойкенда в Варахшу в поисках переезда через новую железнодорожную ветку я неудачно сунулся в арык у станции Янгиобод, у меня заклинило рычаг переключения передач на задней передаче. Арык, несмотря на ширину не более метра, оказался непреодолимой преградой глубиной тоже около метра, а мутная вода не позволяла оценить его реальную глубину на глаз (я потом померил). Хорошо что не стал пробиваться вперед - засадил бы намертво машину в этой канаве, а то и утопил.
Передние колеса у Белки упали вниз, положив ее на брюшко как верблюда. Спасла меня только заклиненная задняя передача, на которую я успел переключиться и не мог снять обратно, а также сильный уклон в обратном направлении. Задняя передача и тянущая назад с вала масса машины на удивление легко выдернули нас из западни с первого раза. Проверка уровня масла коробки в тени подвернувшейся арчи показала его норму. Пробег машины к тому времени составил 92 тыс. км, постепенно подходя к исчерпанию ресурса коробки (120 тыс. км). На 213-ой Ниве коробка у меня отходила около 90 тыс. км, а после ремонта еще 40 тыс. и опять сломалась. Пока я возился с уровнем масла, остывшая коробка как ни в чем не бывало расклинилась, что не дало нам испечься заживо в песках Каракумов, и мы шустро отправились к Варахше в объезд.
В дальнейшем, за время нашего путешествия, коробку больше не клинило. По возвращению в Пермь я поспрашивал народ о том, с чем это может быть связано, но внятного ответа не получил. Была версия, что набилась пустынная пыль куда-то в сцепление (этот посыл был не верен).
Летом 2020 года проблема вернулась вновь. Продолжая ездить, я заметил, что былая легкость в переключении предач куда-то пропала. Коробку клинило все чаще и именно после ее прогрева во время езды. Утром и после стоянки проблем не возникало. В основном клинило при переключении скоростей, когда машина шла накатом, иногда во время остановки. Заклинить могло на какой-то передаче (чаще третья и четвертая) или в нейтральном положении и тогда ни одна скорость не включалась. Но лишь только коробка остывала, клин проходил. Опытным путем было выяснено, что для ускорения процесса можно было постучать по рычагу переключения передач в направлении сверху вниз. Я потом наловчился это делать на ходу. Было понятно что надо ставить машину на ремонт, но зимой это явление вновь пропало. Я решил максимально изъездить коробку, т.к. на ходовых качествах машины этот трабл не особо сказывался и чинился достаточно быстро методом постукивания. Несколько нервировала нечеткость переключения передач и постепенно нарастающий вой коробки, но все было в пределах нормы для машины с пробегом в 100-120 тыс. км.
Летом 2021 года коробку стало клинить вновь, а после поездки на Южный Урал в жару за 30 градусов Цельсия, усилилсь течь масла через сальники до такой степени, что я стал ее замечать. Вероятно с запаздыванием сказывались 18 тыс. км пробега по Средней Азии, добрая треть из которых проходила при температуре от +30 до + 50 градусов Цельсия и на критично больших для Нивы скоростях в 130-140 км/час (отсутствие кондиционера и дороги построенные трудолюбивыми казахами и китайцами этому способствовали).
ВНИМАНИЕ!!!: сальники Нивы не рассчитаны на высокую температуру и плавятся со всеми вытекающими последствиями. Если температура окружающего воздуха поднимается выше 30 градусов Цельсия, то скоростной режим рекомендуется выдерживать не выше 90 км/час. Проверено на чужом и своем опыте.
Я подробно описываю проявления данной болячки, т.к. явление оказалось достаточно редкое и не связанное со сцеплением или дефектом механизма переключения передач. Судя по форумам подобный клин иногда встречается и людям приходится вызывать эвакуатор. Я бы в таком случае посоветовал не паниковать, подождать когда остынет коробка или постучать по рукоятке сверху вниз. И уже потом своим ходом ехать в сервис.
И вот наступил август 2022 года. Цифры одометра к тому времени выдавали 141 тыс. км пробега при заявленном ресурсе коробки передач Нивы 21214 в 120 тыс. км. Привыкнув к своему траблу я особенно не переживал на его счет и мы смело отправились на Южный Урал. В первый день Белка бежала резво, но на подлете к Екатеринбургу вдруг сменилась тональность воя коробки. Утром следующего дня в Кыштыме я решил послушать коробку и был серьезно удручен тем моментом, что она гремела и гыркала, как будто в нее насыпали щебень.
Видео подъема на Лысую гору с убитой коробкой
Пришлось менять планы и через Тургояк медленно возвращаться домой. По дороге коробка приработалась, стала на ходу вылетать четвертая передача, а грохот превратился в вой матерого троллейбуса, вызывая ностальгию у жителей Перми по утраченному электротранспорту. Течь масла через сальники увеличилась, стали появляться не просто масляные пятна на коробке, а капли (до нескольких за ночь).
В итоге в середине ноября Белка с пробегом 146 тыс. км. встала на ремонт коробки в тот самый сервис где мы лечили ее двигатель в 2021 году. Коробку починили быстро, за 2,5 дня и за 29 тыс. рублей, из них 11350 руб. работа, остальное запчасти. По прошествии 10 дней ремонтом я доволен. Причина воя была в разрушившемся подшипнике первичного вала (37) в результате чего система пошла в разнос (тем не менее живучесть просто поразительная, коробка выдержала еще 6 тыс. пробега) и износе зубцов пятой передачи, т.к. я на ней езжу больше всего и быстро.
К сожалению, сам ремонт я не снимал, зато по итогу получил партию выбракованных деталей, причем достаточно небольшую, на 213-ой мне отвесили раза в три больше. А вообще полезно бы было хоть раз посмотреть, как профессионалы производят дефектовку, сборку и разборку коробки передач. Все хочется самому это сделать.
А вот причина многолетнего клина оказалась в синхронизаторах. Как мне объяснили там от температурного расширения повылазили какие-то штифты или валики (?), что было не типично, и их просто забили обратно, заодно заменив изношенные детали синхронизаторов и две вилки переключения передач.
Сложнее и обиднее было со сцеплением. На ВАЗ 21214М изначально устанавливается маховик и саморегулирующееся усиленное сцепление аналогичное Шеви-Ниве фирмы Valeo диаметром 215 мм с широкими накладками. Ресурс этого сцепления составляет 120 тыс. км. В сравнении с узкими "девяточными" накладками сцепления ВАЗ 21213 это очень хорошее и правильное решение, которое можно только приветствовать.
Мое сцепление за 146 тыс. пробега "стерлось" менее чем на половину и могло бы еще ходить и ходить, если бы не одно но. Передний сальник коробки совсем прохудился и ведомый диск сцепления загадило маслом. Говорят, отмывать накладки сцепления от масла бесполезно, они перестают выполнять свои функции. Корзина сцепления была в хорошем состоянии, лишь немного износились диафрагменные пружины. В магазине на тот момент одного ведомого диска не было и мы купили комплект в сборе за 6125 руб., поставив все новые детали: корзину, ведомый диск и выжимной подшипник. В резерве у меня осталась слегка поношенная корзина с идеально гладкой прижимной поверхностью. Кому надо - могу уступить по средне-сдельной цене. Вот так из-за несоблюдения температурно-скоростного режима попадаешь на замену не только сальников, но и вполне годного еще сцепления. За одним заменили и слегка отпотевающий сальник коленвала.
А помните как раньше переклепывали накладки на ведомый диск сцепления?
Еще раз большое спасибо Михаилу Макаревичу за качественный ремонт. Если кому надо - могу поделиться контактом.
На фоне моего счастья вспоминается предпоследний кривой ремонт КПП Нивы в Бресте в 2013 году в течении 20 дней за 1 тыс. евро с хвостиком и недозалитым в коробку маслом. Об этой истории я писал тут:
Ремонтируйтесь только у проверенных мастеров!
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.