26,9K подписчиков

История одной поломки коробки передач на Ниве и ее ремонт

3,1K прочитали

Итак, свершилось - лечу на работу ранним морозным утром и наслаждаюсь звуками которые издает Белка после ремонта. Коробку не слышно от слова совсем и при любых режимах. Последние три месяца вой "бешенного троллейбуса" заглушал все остальные агрегаты и заставлял прохожих оборачиваться. Теперь же слышно лишь басовитое урчание двигателя, вой переднего редуктора напоминающий турбину гоночного автомобиля, и характерный звук раздатки с шестернями задних конечностей. Все в пределах нормы. Так что же произошло с моей коробкой передач?

Дорога на работу
Дорога на работу

Еще 12 июля 2019 года, когда на границе пустыни Каракумов по дороге из Пойкенда в Варахшу в поисках переезда через новую железнодорожную ветку я неудачно сунулся в арык у станции Янгиобод, у меня заклинило рычаг переключения передач на задней передаче. Арык, несмотря на ширину не более метра, оказался непреодолимой преградой глубиной тоже около метра, а мутная вода не позволяла оценить его реальную глубину на глаз (я потом померил). Хорошо что не стал пробиваться вперед - засадил бы намертво машину в этой канаве, а то и утопил.

Белка у древних стен Пойкенда
Белка у древних стен Пойкенда

Передние колеса у Белки упали вниз, положив ее на брюшко как верблюда. Спасла меня только заклиненная задняя передача, на которую я успел переключиться и не мог снять обратно, а также сильный уклон в обратном направлении. Задняя передача и тянущая назад с вала масса машины на удивление легко выдернули нас из западни с первого раза. Проверка уровня масла коробки в тени подвернувшейся арчи показала его норму. Пробег машины к тому времени составил 92 тыс. км, постепенно подходя к исчерпанию ресурса коробки (120 тыс. км). На 213-ой Ниве коробка у меня отходила около 90 тыс. км, а после ремонта еще 40 тыс. и опять сломалась. Пока я возился с уровнем масла, остывшая коробка как ни в чем не бывало расклинилась, что не дало нам испечься заживо в песках Каракумов, и мы шустро отправились к Варахше в объезд.

Белка и Сары-Кыз у древних стен Варахши
Белка и Сары-Кыз у древних стен Варахши

В дальнейшем, за время нашего путешествия, коробку больше не клинило. По возвращению в Пермь я поспрашивал народ о том, с чем это может быть связано, но внятного ответа не получил. Была версия, что набилась пустынная пыль куда-то в сцепление (этот посыл был не верен).
Летом 2020 года проблема вернулась вновь. Продолжая ездить, я заметил, что былая легкость в переключении предач куда-то пропала. Коробку клинило все чаще и именно после ее прогрева во время езды. Утром и после стоянки проблем не возникало. В основном клинило при переключении скоростей, когда машина шла накатом, иногда во время остановки. Заклинить могло на какой-то передаче (чаще третья и четвертая) или в нейтральном положении и тогда ни одна скорость не включалась. Но лишь только коробка остывала, клин проходил. Опытным путем было выяснено, что для ускорения процесса можно было постучать по рычагу переключения передач в направлении сверху вниз. Я потом наловчился это делать на ходу. Было понятно что надо ставить машину на ремонт, но зимой это явление вновь пропало. Я решил максимально изъездить коробку, т.к. на ходовых качествах машины этот трабл не особо сказывался и чинился достаточно быстро методом постукивания. Несколько нервировала нечеткость переключения передач и постепенно нарастающий вой коробки, но все было в пределах нормы для машины с пробегом в 100-120 тыс. км.
Летом 2021 года коробку стало клинить вновь, а после поездки на Южный Урал в жару за 30 градусов Цельсия, усилилсь течь масла через сальники до такой степени, что я стал ее замечать. Вероятно с запаздыванием сказывались 18 тыс. км пробега по Средней Азии, добрая треть из которых проходила при температуре от +30 до + 50 градусов Цельсия и на критично больших для Нивы скоростях в 130-140 км/час (отсутствие кондиционера и дороги построенные трудолюбивыми казахами и китайцами этому способствовали).

ВНИМАНИЕ!!!: сальники Нивы не рассчитаны на высокую температуру и плавятся со всеми вытекающими последствиями. Если температура окружающего воздуха поднимается выше 30 градусов Цельсия, то скоростной режим рекомендуется выдерживать не выше 90 км/час. Проверено на чужом и своем опыте.

Я подробно описываю проявления данной болячки, т.к. явление оказалось достаточно редкое и не связанное со сцеплением или дефектом механизма переключения передач. Судя по форумам подобный клин иногда встречается и людям приходится вызывать эвакуатор. Я бы в таком случае посоветовал не паниковать, подождать когда остынет коробка или постучать по рукоятке сверху вниз. И уже потом своим ходом ехать в сервис.

И вот наступил август 2022 года. Цифры одометра к тому времени выдавали 141 тыс. км пробега при заявленном ресурсе коробки передач Нивы 21214 в 120 тыс. км. Привыкнув к своему траблу я особенно не переживал на его счет и мы смело отправились на Южный Урал. В первый день Белка бежала резво, но на подлете к Екатеринбургу вдруг сменилась тональность воя коробки. Утром следующего дня в Кыштыме я решил послушать коробку и был серьезно удручен тем моментом, что она гремела и гыркала, как будто в нее насыпали щебень.

Карабаш 2022. Белка с убитой коробкой все-таки забралась на Лысую гору.
Карабаш 2022. Белка с убитой коробкой все-таки забралась на Лысую гору.

Видео подъема на Лысую гору с убитой коробкой

Пришлось менять планы и через Тургояк медленно возвращаться домой. По дороге коробка приработалась, стала на ходу вылетать четвертая передача, а грохот превратился в вой матерого троллейбуса, вызывая ностальгию у жителей Перми по утраченному электротранспорту. Течь масла через сальники увеличилась, стали появляться не просто масляные пятна на коробке, а капли (до нескольких за ночь).

В итоге в середине ноября Белка с пробегом 146 тыс. км. встала на ремонт коробки в тот самый сервис где мы лечили ее двигатель в 2021 году. Коробку починили быстро, за 2,5 дня и за 29 тыс. рублей, из них 11350 руб. работа, остальное запчасти. По прошествии 10 дней ремонтом я доволен. Причина воя была в разрушившемся подшипнике первичного вала (37) в результате чего система пошла в разнос (тем не менее живучесть просто поразительная, коробка выдержала еще 6 тыс. пробега) и износе зубцов пятой передачи, т.к. я на ней езжу больше всего и быстро.

К сожалению, сам ремонт я не снимал, зато по итогу получил партию выбракованных деталей, причем достаточно небольшую, на 213-ой мне отвесили раза в три больше. А вообще полезно бы было хоть раз посмотреть, как профессионалы производят дефектовку, сборку и разборку коробки передач. Все хочется самому это сделать.

Выбракованные детали коробки. Обратите внимание на латунные детали синхронизаторов, они под замену, так же как и все подшипники коробки, в которых появились люфты. Износ вилок переключения передач видно даже с такого ракурса. Развалившийся задний подшипник первичного вала (37) слева.
Выбракованные детали коробки. Обратите внимание на латунные детали синхронизаторов, они под замену, так же как и все подшипники коробки, в которых появились люфты. Износ вилок переключения передач видно даже с такого ракурса. Развалившийся задний подшипник первичного вала (37) слева.
Откуда могла появиться такая коррозия в обойме заднего подшипника первичного вала (37) для меня загадка. Кстати, шестерня очень даже в неплохом состоянии, равно как и зубчатый венец синхронизатора 4-ой передачи (7), но все-равно поменяли весь узел.
Откуда могла появиться такая коррозия в обойме заднего подшипника первичного вала (37) для меня загадка. Кстати, шестерня очень даже в неплохом состоянии, равно как и зубчатый венец синхронизатора 4-ой передачи (7), но все-равно поменяли весь узел.
Разрез коробки передач ВАЗ 21214 Нива. Источник: lada-niva.ru, там же и экспликация и особенности устройства. В упоминаемых по ходу поста деталях я указываю цифры согласно этой схеме.
Разрез коробки передач ВАЗ 21214 Нива. Источник: lada-niva.ru, там же и экспликация и особенности устройства. В упоминаемых по ходу поста деталях я указываю цифры согласно этой схеме.
Еще одна более наглядная версия блока шестерен КПП ВАЗ 2107. Она идентична с Нивой, с тем только отличием, что у Нивы отбор на спидометр происходит от раздатки.
Еще одна более наглядная версия блока шестерен КПП ВАЗ 2107. Она идентична с Нивой, с тем только отличием, что у Нивы отбор на спидометр происходит от раздатки.

А вот причина многолетнего клина оказалась в синхронизаторах. Как мне объяснили там от температурного расширения повылазили какие-то штифты или валики (?), что было не типично, и их просто забили обратно, заодно заменив изношенные детали синхронизаторов и две вилки переключения передач.

Шестерня пятой передачи в сборе с венцом синхронизатора (17). Зубчатый венец обгрызен, а шестерня, говорят, что тоже изношена
Шестерня пятой передачи в сборе с венцом синхронизатора (17). Зубчатый венец обгрызен, а шестерня, говорят, что тоже изношена
Обгрызенный венец синхронизатора V передачи
Обгрызенный венец синхронизатора V передачи
Муфта одного из синхронизаторов со сношенными зубьями. Может быть из этих дырочек штифтики повылазили?
Муфта одного из синхронизаторов со сношенными зубьями. Может быть из этих дырочек штифтики повылазили?
Коробки от новых запчастей. Посмотрим, сколько они отходят. Как сюда попала коробка от шестерни заднего хода - загадка.
Коробки от новых запчастей. Посмотрим, сколько они отходят. Как сюда попала коробка от шестерни заднего хода - загадка.

Сложнее и обиднее было со сцеплением. На ВАЗ 21214М изначально устанавливается маховик и саморегулирующееся усиленное сцепление аналогичное Шеви-Ниве фирмы Valeo диаметром 215 мм с широкими накладками. Ресурс этого сцепления составляет 120 тыс. км. В сравнении с узкими "девяточными" накладками сцепления ВАЗ 21213 это очень хорошее и правильное решение, которое можно только приветствовать.

Устройство сцепления ВАЗ 21214М. Источник и экспликация здесь: lada-niva.ru
Устройство сцепления ВАЗ 21214М. Источник и экспликация здесь: lada-niva.ru
Сборочная схема сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Источник: lada-niva.ru
Сборочная схема сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Источник: lada-niva.ru

Мое сцепление за 146 тыс. пробега "стерлось" менее чем на половину и могло бы еще ходить и ходить, если бы не одно но. Передний сальник коробки совсем прохудился и ведомый диск сцепления загадило маслом. Говорят, отмывать накладки сцепления от масла бесполезно, они перестают выполнять свои функции. Корзина сцепления была в хорошем состоянии, лишь немного износились диафрагменные пружины. В магазине на тот момент одного ведомого диска не было и мы купили комплект в сборе за 6125 руб., поставив все новые детали: корзину, ведомый диск и выжимной подшипник. В резерве у меня осталась слегка поношенная корзина с идеально гладкой прижимной поверхностью. Кому надо - могу уступить по средне-сдельной цене. Вот так из-за несоблюдения температурно-скоростного режима попадаешь на замену не только сальников, но и вполне годного еще сцепления. За одним заменили и слегка отпотевающий сальник коленвала.

Выжимной подшипник и корзина сцепления Valeo для ВАЗ 21214М
Выжимной подшипник и корзина сцепления Valeo для ВАЗ 21214М
Старая корзина сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Виден небольшой износ диафрагменных пружин, а в остальном все просто прекрасно. Отличное изделие.
Старая корзина сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Виден небольшой износ диафрагменных пружин, а в остальном все просто прекрасно. Отличное изделие.
Еще один ракурс корзины сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Могу уступить за 1 тыс. руб.
Еще один ракурс корзины сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Могу уступить за 1 тыс. руб.
Ведомый диск сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Почти новый, но масло все испортило.
Ведомый диск сцепления Valeo для ВАЗ 21214М. Почти новый, но масло все испортило.

А помните как раньше переклепывали накладки на ведомый диск сцепления?

На этом фото виден незначительный износ накладок на ведомый диск сцепления Valeo для ВАЗ 21214М за 146 тыс. пробега. Думаю, что 200-250 тыс. км это сцепление бы отходило, если бы не масло.
На этом фото виден незначительный износ накладок на ведомый диск сцепления Valeo для ВАЗ 21214М за 146 тыс. пробега. Думаю, что 200-250 тыс. км это сцепление бы отходило, если бы не масло.
На этом пока все. Я счастлив и Белка тоже. Летим по улицам Перми и готовимся к летнему сезону.
На этом пока все. Я счастлив и Белка тоже. Летим по улицам Перми и готовимся к летнему сезону.

Еще раз большое спасибо Михаилу Макаревичу за качественный ремонт. Если кому надо - могу поделиться контактом.
На фоне моего счастья вспоминается предпоследний кривой ремонт КПП Нивы в Бресте в 2013 году в течении 20 дней за 1 тыс. евро с хвостиком и недозалитым в коробку маслом. Об этой истории я писал тут:

Ремонтируйтесь только у проверенных мастеров!

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.