Найти тему
Monocle.ru

Великобритания и Шотландия: брак по принуждению

   ЛЕОНИД ГОЛОВАНОВ
ЛЕОНИД ГОЛОВАНОВ

Верховный суд Великобритании вынес решение, согласно которому Шотландия не имеет права проводить референдум о независимости без согласия центральных властей страны. На проведение референдума 2014 года британские власти дали свое согласие, поскольку опросы общественного мнения показывали существенный перевес числа противников независимости Шотландии, а голосование лишь упрочило положение Лондона: 44,7% шотландцев проголосовало за отделение от Великобритании, а 55,3% — за сохранение общего государства. Но сегодня, согласно разным опросам общественного мнения, число сторонников и число противников независимости практически сравнялись, и Лондону стало опасно играть в демократию и интересоваться мнением шотландцев относительно их дальнейшей судьбы.

Однако руководитель правительства Шотландии, лидер Шотландской национальной партии (выступающей за независимость от Британии) Никола Стерджен заявила, что решение британского суда не остановит проведение нового голосования о независимости. «Мы должны, и мы найдем другое демократическое, законное и конституционное средство, с помощью которого шотландский народ сможет выразить свою волю. На мой взгляд, это могут быть только выборы. Следующая национальная кампания в Шотландии — это, конечно же, парламентские выборы. Очевидно, мы должны воспользоваться возможностью и на деле превратить это голосование в референдум», — заявила глава шотландского правительства. Каким образом будет проведен референдум: предложат параллельно с парламентскими выборами провести голосование по независимости Шотландии или же победой сторонников отделения от Британии послужит получение большинства голосов шотландских избирателей Шотландской национальной партией — она не уточнила. На выборах в шотландский парламент 2019 года Шотландская национальная партия получила 45% голосов избирателей.

Ранее Никола Стерджен неоднократно заявляла, что не хочет повторения каталонского сценария, и она наверняка говорила правду. Во-первых, угроза выхода спора с Лондоном за рамки правого поля и риск силового сценария могут оттолкнуть от нее часть сторонников независимости, а во-вторых, пример Каталонии грозит самой Стерджен либо тюремным заключением, либо изгнанием в Брюссель.

При этом продолжение политического противостояния с властями Великобритании способно увеличить число сторонников независимости Шотландии за счет тех, кто оскорблен отказом Лондона выслушать их мнение на референдуме. «Закон, который не позволяет Шотландии определять ее собственное будущее без согласия центральной власти в Вестминстере, разоблачает миф о Великобритании как о добровольном партнерстве наций и лишь доказывает, что нужен референдум», — заявила первый министр Шотландии.

По словам Николы Стерджен, главным аргументом в пользу проведения нового референдума о независимости Шотландии является брекзит. В ходе референдума 2016 года о выходе Великобритании из Евросоюза 38% шотландцев проголосовали за выход из ЕС, а 62% были против. Затем число сторонников разрыва отношений с Лондоном пополнили недовольные жесткими ковидными локдаунами для простых граждан, проходившими на фоне веселых вечеринок членов британского правительства. В итоге в 2020 году, согласно различным опросам общественного мнения, число сторонников независимости Шотландии выросло до 53–58%. Отставка Бориса Джонсона с поста главы правительства Великобритании слегка разрядила обстановку, и число сторонников и противников независимости Шотландии вернулось к шаткому равновесию. Но ожидаемый рост недовольства жителей Великобритании из-за высокой инфляции (которая по итогам октября выросла до 11,1% в годовом выражении) вкупе с энергокризисом могут увеличить число сторонников независимости. Естественно, возможный выход Шотландии из Великобритании и возвращение в ЕС не приведут к снижению цен, а возможно, и породят новые экономические проблемы, но, как известно, поведение избирателей часто иррационально.

Если бы референдум о независимости Шотландии состоялся в ближайшее время, шансы сторонников и противников независимости можно было бы оценить как 50 на 50. Однако жесткий отказ Лондона в проведении плебисцита и экономические трудности Британии приводят к тому, что время работает на Шотландскую национальную партию.