Найти тему
Живая история

Дети блокадного Ленинграда

Оглавление

История четвертая

Нина Семеновна Махотина

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

О блокаде Ленинграда написано и сказано немало. Правда переплетается с художественным вымыслом, приукрашивается или, наоборот, рисуется сгущенными красками. Соглашусь, писать о непростом времени, используя яркие эпитеты и пафосные фразы — неподходящий способ.

О том, что было на самом деле, как жили ленинградцы в течение 872 дней, могут рассказать те, кому довелось пережить это. В источниках можно найти сведения, согласно которым за это время 16 747 человек погибло от бомбардировок и обстрелов, 632 253 — от голода.

Нина Осина (в девичестве) до войны с младшенькой сестричкой Галочкой ходила в детский сад. Часто по выходным с родителями гуляли в парке или ходили на цирковые представления.

Семья занимала одну комнату из восьми в доме на Лабораторном проспекте. Отец трудился на Ленинградском металлическом заводе им. Сталина. Мама вела домашнее хозяйство. Будучи профессиональной ткачихой, занималась рукоделием, шила одежду для своих домочадцев.

Беда в их дом пришла, как и во все другие 22 июня 1941 года. Папа был в дороге: ехал на Урал, куда был направлен для восстановления турбины. Но его вернули. Так как завод перевели на военное положение, всех рабочих поселили на нем, и домой папа приходил очень редко. Мама и другие женщины ходила на Лужский рубеж копать окопы. Возвращалась полуживой, руки были в кровавых мозолях. Работали лопатами и ломами, без рукавиц — их просто не было.

В конце июня начали эвакуировать детей. Так сестры оказались на станции Хвойная, а затем в деревне, что была в 10 километрах от нее. Но вскоре начались регулярные обстрелы. От них воспитатели и их воспитанники прятались в лесу. Когда родители узнали, что их детям угрожает опасность, сразу же приехали и всех увезли.

Почти рядом с их домом располагался завод «Арсенал», на котором выпускались противотанковые пушки и минометы. Поэтому вражеские бомбежки были нередки в этом квартале. Взрывами в окнах повыбивало стекла. Оставаться в помещении было небезопасно.

Женщины оборудовали во дворе большую землянку. Принесли в нее нехитрые пожитки, уцелевшие кровати, смастерили настилы, поставили буржуйку.

Когда матери уходили по делам: одни на работу, другие раздобыть пропитание, керосина, дровишек, за ребятами присматривала бабулька. Позже Нина Семеновна осознала, что старушка берегла их не только от снарядов, но и от недобрых людей...

Работающим выдавали продовольственные карточки. По ним полагалось масло, хлеб, крупа, мясо. Однако мясомолочных продуктов никто не видел, а крупа вскоре пропала вовсе.

Из воспоминаний Нины Семеновны: «Мама на Бадаевские склады ходила, они сгорели, но земля перемешалась со жженым сахаром. Приносила ее в ведре, заливала горячей водой. Тогда это было вкуснее любых конфет. Земля жирная, мы с ребятишками называли ее «черная сметана». Иногда забегал папа. На его карточку выдавали 400 граммов хлеба, который он приносил нам. Мне и Гале полагалось по 125, маме — 200. Съедали вмиг. Взрослые хлеб нам давали не сразу — сначала клали на печку и засушивали: сухарей на дольше хватало. Ближе к зиме люди стали на улицах падать. Мы сначала ходили, тормошили, поднимать пытались. А потом с сердцем, наверное, что-то делается: упал — лежи. Да и сами с трудом уже ходили».

Отца потеряли в первую блокадную зиму. В первых числах февраля 1942 года его с пневмонией привезли прямо с завода. От еды отказывался, все отдавал дочкам. Двадцать седьмого числа он покинул этот мир. Но мама заявила о смерти 28-го, успев до этого получить полагающиеся ему карточки. Благодаря им они прожили еще месяц.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

Из Ленинграда эвакуировались 25 июля 1942 года в Новосибирскую область, где и прожили до конца блокады. Даже после того, как пришло разрешение на возвращение, собираться обратно не спешили. Очень боялись снова начать голодать.

 Удостоверение и посадочный талон Осиных/ Фото взято из свободных источников
Удостоверение и посадочный талон Осиных/ Фото взято из свободных источников

Личная жизнь Нины Семеновны сложилась удачно. Вышла замуж, родила двух детей. С мужем, который ушел из жизни раньше ее, занимались строительством Омской области. Но со страхом перед голодом справиться так и не смогла.

Продолжение следует...

История основана на воспоминаниях героини.

Чтобы не пропустить новые публикации, подпишитесь на канал. Делитесь мнением, ставьте лайки. Для меня это важно. Я дорожу вашим мнением.