История четвертая
Нина Семеновна Махотина
О блокаде Ленинграда написано и сказано немало. Правда переплетается с художественным вымыслом, приукрашивается или, наоборот, рисуется сгущенными красками. Соглашусь, писать о непростом времени, используя яркие эпитеты и пафосные фразы — неподходящий способ.
О том, что было на самом деле, как жили ленинградцы в течение 872 дней, могут рассказать те, кому довелось пережить это. В источниках можно найти сведения, согласно которым за это время 16 747 человек погибло от бомбардировок и обстрелов, 632 253 — от голода.
Нина Осина (в девичестве) до войны с младшенькой сестричкой Галочкой ходила в детский сад. Часто по выходным с родителями гуляли в парке или ходили на цирковые представления.
Семья занимала одну комнату из восьми в доме на Лабораторном проспекте. Отец трудился на Ленинградском металлическом заводе им. Сталина. Мама вела домашнее хозяйство. Будучи профессиональной ткачихой, занималась рукоделием, шила одежду для своих домочадцев.
Беда в их дом пришла, как и во все другие 22 июня 1941 года. Папа был в дороге: ехал на Урал, куда был направлен для восстановления турбины. Но его вернули. Так как завод перевели на военное положение, всех рабочих поселили на нем, и домой папа приходил очень редко. Мама и другие женщины ходила на Лужский рубеж копать окопы. Возвращалась полуживой, руки были в кровавых мозолях. Работали лопатами и ломами, без рукавиц — их просто не было.
В конце июня начали эвакуировать детей. Так сестры оказались на станции Хвойная, а затем в деревне, что была в 10 километрах от нее. Но вскоре начались регулярные обстрелы. От них воспитатели и их воспитанники прятались в лесу. Когда родители узнали, что их детям угрожает опасность, сразу же приехали и всех увезли.
Почти рядом с их домом располагался завод «Арсенал», на котором выпускались противотанковые пушки и минометы. Поэтому вражеские бомбежки были нередки в этом квартале. Взрывами в окнах повыбивало стекла. Оставаться в помещении было небезопасно.
Женщины оборудовали во дворе большую землянку. Принесли в нее нехитрые пожитки, уцелевшие кровати, смастерили настилы, поставили буржуйку.
Когда матери уходили по делам: одни на работу, другие раздобыть пропитание, керосина, дровишек, за ребятами присматривала бабулька. Позже Нина Семеновна осознала, что старушка берегла их не только от снарядов, но и от недобрых людей...
Работающим выдавали продовольственные карточки. По ним полагалось масло, хлеб, крупа, мясо. Однако мясомолочных продуктов никто не видел, а крупа вскоре пропала вовсе.
Из воспоминаний Нины Семеновны: «Мама на Бадаевские склады ходила, они сгорели, но земля перемешалась со жженым сахаром. Приносила ее в ведре, заливала горячей водой. Тогда это было вкуснее любых конфет. Земля жирная, мы с ребятишками называли ее «черная сметана». Иногда забегал папа. На его карточку выдавали 400 граммов хлеба, который он приносил нам. Мне и Гале полагалось по 125, маме — 200. Съедали вмиг. Взрослые хлеб нам давали не сразу — сначала клали на печку и засушивали: сухарей на дольше хватало. Ближе к зиме люди стали на улицах падать. Мы сначала ходили, тормошили, поднимать пытались. А потом с сердцем, наверное, что-то делается: упал — лежи. Да и сами с трудом уже ходили».
Отца потеряли в первую блокадную зиму. В первых числах февраля 1942 года его с пневмонией привезли прямо с завода. От еды отказывался, все отдавал дочкам. Двадцать седьмого числа он покинул этот мир. Но мама заявила о смерти 28-го, успев до этого получить полагающиеся ему карточки. Благодаря им они прожили еще месяц.
Из Ленинграда эвакуировались 25 июля 1942 года в Новосибирскую область, где и прожили до конца блокады. Даже после того, как пришло разрешение на возвращение, собираться обратно не спешили. Очень боялись снова начать голодать.
Личная жизнь Нины Семеновны сложилась удачно. Вышла замуж, родила двух детей. С мужем, который ушел из жизни раньше ее, занимались строительством Омской области. Но со страхом перед голодом справиться так и не смогла.
Продолжение следует...
История основана на воспоминаниях героини.
Чтобы не пропустить новые публикации, подпишитесь на канал. Делитесь мнением, ставьте лайки. Для меня это важно. Я дорожу вашим мнением.