С подмосковным Жуковским у многих вполне современные ассоциации: Международный авиационно-космический салон, авиационная промышленность, уютный наукоград, расположенный в живописной местности среди сосен.
Однако именно здесь расположен один из самых удивительных храмов Подмосковья: церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Эта церковь, примечательная своими псевдоготическими формами — часть ансамбля усадебного комплекса в парке подмосковного села Быково. Сама усадьба, выдающийся образец русской архитектуры эпохи императора Николая I, сегодня находится в запустении — её главное здание, построенное по проектам Василия Баженова, Матвея Казакова и Бернара Симона, ветшает и медленно разрушается.
Усадебный комплекс соединил в себе направления своего времени — классицизм, русскую готику и стиль Людовика XVI. Одним из важнейших его сооружений был утраченный павильон Эрмитаж, восходящий к французскому академизму XVIII века.
Для строительства новой усадьбы рельеф местности полностью изменили. Строители выкопали три пруда и из полученной земли, как считается, насыпали большой холм, на котором был заложен новый главный дом.
И если авторство проекта главного дома практически единогласно приписывается Баженову, насчёт Владимирской церкви такого единодушия нет. Допускают, что построить церковь мог Матвей Казаков — один из крупнейших представителей русской псевдоготики.
Церковь была построена в 1783–1788 годах. Храм имеет два этажа, что соответствует двум его престолам. Неоготическая стилистика отражает новые романтические тенденции в русской архитектуре переходного времени.
Овальная в плане, с двумя симметричными башнями со шпилями и стрельчатыми арками, она сохраняет связь с древнерусской архитектурой и с классицистическими традициями. Зодчий словно воспроизвёл крестово-купольную систему древнерусского храма. В результате получилась монументальная, но вместе с тем изящная, словно стремящаяся в небо церковь, причудливо сочетающее в себе древнерусские, барочные и готические формы. Снаружи церковь облицована белым камнем.
Отдельно стоящая колокольня, выдержанная в том же стиле, что и храм, появилась лишь спустя почти полвека, в тридцатых годах XIX столетия.
Как и многие другие храмы, в годы советской власти Владимирская церковь была закрыта. Внутри разместили швейную фабрику, а позднее — склад. Лишь в 1989 году храм был возвращён Русской православной церкви.
Отправляясь в путешествие в Москву, загляните в этот удивительный храм!
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге занимается проектами, направленными на восстановление исторического облика города. Наша задача — вернуть Санкт-Петербургу значимые объекты культурного наследия, созерцание которых радовало бы нынешнее и будущие поколения, и внести вклад в историю города.
Узнайте больше о проектах фонда!