Апрель 2020 года. В Новосибирске утром под окнами высотки жители находят тело мужчины. В футболке и спортивных штанах, без верхней одежды. Все говорит о том, что упал из окна.
И действительно, выясняется, что погибший - балагур и кутила Алексей Хребтов - жил в этом доме.
Но что случилось? Убийство - заявляет СК. А убийцей был гость Хребтова - Анатолий Гомзяков.
ПОСЛЕДНЕЕ ВИДЕО
Хребтов знал Гомзякова, как трэвел-блогера. Следил за его путешествиями, читая посты и листая сторисы. Весной 2020 из-за ковида случился локдаун. Народ сидел по домам, а блогеры возвращались из поездок в Россию - и тоже на карантин. Гомзяков вернулся в Новосибирск. Его подписчик - Алексей Хребтов - позвал его к себе - покутить - в новосибирскую квартиру-студию на 24-м этаже.
Парни от души закладывали за воротник и снимали пьяные видео. На очередном ролике Гомзяков, довольный как Карслон с банкой варенья, разливает по стопкам прозрачную жидкость из бутылки без этикетки и комментирует:
- Он эту роль отдал мне. Потому что я реально разбираюсь в дистиллятах. Я считаю, что нам вот этого...
Видимо, речь - про мастерство самогоноварения. Это видео - последнее, что записал телефон Хребтова. Снято в 2 часа 4 минуты. То есть глубокой ночью.
Следующее видео, что попало в уголовное дело - запись с камеры в лифте подъезда. Гомзяков заходит в лифт и едет вниз. Время - 2 часа 55 минут. Хребтов в это время уже мертв.
Кроме них в квартире на этой ковид-вечеринке никого не было. И блогера обвинили в убийстве. Тот клялся, что невиновен. Присяжные ему поверили и решили: вина Гомзякова не доказана. Прокуратура обжаловала оправдательный приговор. Присяжные собрались вновь. И вот во второй раз отвергли обвинения!
СТАЖЕР ИЗ ОКСФОРДА
Гомзяков, конечно, не похож на кровожадного убийцу. Защищая блогера, его девушка Софья Резчикова выкладывала в интернет петицию. В ней описала любимого:
«Обладатель серебряной медали в школе и красного диплома в университете, проходил стажировку в Оксфорде, спасал животных на улице, помогал приютам для животных, кормил бомжей и бродяг в разных уголках планеты, путешественник и единственный кормилец в семье».
Версия оксфордского стажера - такова: сильно напившись с Хребтовым, уснул. А когда проснулся, хозяина не было в квартире. Пошел домой.
Здесь бы рассмотреть версию суицида. Ну, не было же у гостя очевидных мотивов расправляться с хозяином. Значит, наложил на себя руки.
Но нет. Эксперт заявил, что погибший падал с раной в голове. Серьезной раной. Возможно, от ножа. Значит, была борьба...
Софья, изо всех сил защищая своего, попавшего под следствие мужчину, привела целый список аргументов. Вот - самые весомые:
«Но на Толе нет следов борьбы, а ведь погибший был сильно избит перед смертью.
Тело было найдено в 6 метрах от дома. По версии следствия, Анатолий смог выбросить в окно живого человека на 20 килограммов тяжелее себя на расстояние 6 метров. Экспертиза сделала однозначный вывод, что Толя, при своем росте и габаритах не смог бы один поднять тело на высоту проема и дать ему ускорение, чтобы погибший упал в шести метрах от фасада дома и в трех метрах левее своего окна.
Труп находился под окнами соседей! Сантиметр в сантиметр под центром соседского окна и на 3 метра левее своего.
В квартире погибшего и при Толе не было найдено орудие убийства. Очевидно, что оно находилось в другой квартире».
«ПЕРЕМЕСТИЛ НА БАЛКОН И СБРОСИЛ»
Аргументы в защиту - веские. Но есть и другие доводы, обвинительные.
Когда шли судебные разбирательства, комментарии КП-Новосибирск давала заместитель начальника уголовно-судебного управления прокуратуры региона Ирина Алемасова.
- Соседи слышали шум в квартире и слова потерпевшего: «ты что делаешь?» Кроме того, есть заключение эксперта о том, что на одежде Гомзякова имеется кровь потерпевшего, - сказала Алемасова. И напомнила версию обвинения, с которой Гомзякова отдавали под суд. - В ходе ссоры с целью убийства нанес неустановленным острым предметом не менее одного удара в голову потерпевшего. После чего переместил его на балкон и сбросил его на землю.
Друзья погибшего тоже считают, что именно блогер расправился с их товарищем.
Первые подозрения Гомзяков навлек на себя, отвечая на вопросы одного из приятелей Хребтова. Общались в переписке. Тогда блогер еще не был подозреваемым, но по мнению, собеседника, вел он себя странно, словно оправдываясь.
- Кроме этого, на балконе была кровь Хребтова. Потом мы узнали, что на джинсах Гомзякова - тоже кровь Хребтова. На куртке Гомзякова - кровь Хребтова. А из его квартиры исчез нож. Мы предполагаем, что это нож, которым было совершенно убийство, и преступник спрятал его. Исчезли рюмки. Наша версия - он избавлялся от улик, - поделилась с КП-Новосибирск Екатерина Галайко, которой Алексей Хребтов был другом семьи.
Насчет крови у оправданного на суде Гомзякова тоже объяснение. Точнее - версия. Дескать, может, кто-то расправился с хозяином квартиры, а ему - крепко спящему гостю - измазали одежду.
«ЧТО-ТО ВЫБРОСИЛ В УРНУ»
- Может, все-таки, не он виноват? - рассуждаю я, обращаясь к Екатерине.
- Гомзяков еще странно ведет себя на видео, - отвечает собеседница. И показывает видео с камер. - Смотрите, уходя от Хребтова, он не сразу заходит в лифт, а спускается пешком до восьмого этажа. Зачем? Затем, выйдя из подъезда, заворачивает за угол дома и смотрит на то место, куда упало тело. Возможно, таким образом хочет убедиться, что Хребтов мертв. Что-то из кармана он выбрасывает в урну. Поясняет, что это старые чеки, но возможно - улики, мусорки так и не были проверены. Затем уносит с собой из квартиры банку пива. На видео можно рассмотреть, что она падает у него из кармана, и она - пустая, это видно по тому, как легко кончиками двух пальцев он поднимает ее.
Не все действия блогера поддаются объяснению. Например, и то, что тот закрывает лицо, выходя из подъезда многоэтажки. Друзья Хребтова полагают, что он (неуклюже, потому что очень пьян) пытается скрыть свое присутствие в квартире Хребтова.
- Но тело-то, действительно, было не под балконом той самой квартиры, где выпивали парни?
- Да. Но Следственный комитет проводил эксперимент. Брали манекен - также весом в 80 килограммов - и сбрасывали со строящегося дома. Манекен падал также, в сторону, - говорит Екатерина.
Впрочем, напомним, суд вынес оправдательный приговор. Сейчас у Гомзякова есть право требовать компенсацию за уголовное преследование в течение двух с половиной лет. А преступление вновь будет считаться нераскрытым.
Возможно и другое: прокуратура обжалует приговор. Но для этого нужны веские основания: оспорить вердикт присяжных можно только в том случае, если обвинение заявит о нарушениях на процессе.
Расставить все точки над «i» мог бы следственный комитет и полиция, если бы их сотрудники добросовестно выполнили работу. Вовремя отсмотрели видео с камер, нашли бы выброшенный в урну предмет, изъяли бы у Гомзякова футболку, в которой он был одет. И хотя даже многочисленные камеры облегчали силовикам задачу, присяжные признали - справились они с ней плохо, человека под суд отдали, не доказав вину.