Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Альбом «Boogaloo», 1998 год. «Назареты» вернулись к своим британским корням и выдали шедевр впервые за 20 лет

В 1997-м году музыканты британской группы Nazareth решили больше не изуоращаться на эксперименты в угоду американской публике, которая особых дивидендов им за последние 20 лет особо не принесла. Они взяли и записали альбом в своем старом стиле 70-х, и назвали его «Boogaloo» (уличный танец американских нацменьшинств). Название альбома было последним приветом ничего не понимающим в настоящей рок-музыке американцам, а вот музыка на пластинке была чисто «назаретовская», то есть «старосветская», от понятия Старый Свет, в противовес к богатому, но негостеприимному Свету Новому.

Nazareth "Boogaloo", 1998 г., выпуск в 2014 году на британской пластмассе
Nazareth "Boogaloo", 1998 г., выпуск в 2014 году на британской пластмассе

Может, кто-то будет со мной согласен, а кто-то не согласен, а может, я просто пытаюсь открыть Америку и изобрести велосипед, но я скажу так: Nazareth – это та группа, которая способна исправлять ошибки. Лично я считаю, что после 1982 года группа перестала записывать не то что убойные альбомы, а вообще нормальную музыку. Начались эксперименты, продолжившиеся до самой середины 90-х, во время этого «смутного времени», удрученный падением популярности группы, из нее ушел главный композитор и просто шикарный музыкант – гитарист Мэнни Чарлтон.

Такая неопределенность продолжалась и почти все 90-е годы, когда группа бросалась то в старый британский прог-рок, то в новый американский металл. И хотя новые пластинки хоть как-то продавались, тем не менее, фанаты не ждали от своих любимцев чего-то новенького в духе старых «Назаретов». Единственно, где они могли эту группу услышать в знакомом им виде – это на концертах. А концерты Nazareth всегда проходили с аншлагами, на них музыканты в основном и зарабатывали.

На видео: 1999 год, одни из последних гастролей с участием барабанщика Nazareth Даррелла Свита, умершего в апреле этого же года.

И тут – как гром среди ясного неба! Я прекрасно помню тот пасмурный зимний день начала 1999 года, когда я купил в заснеженном киоске магнитофонную кассету с новым альбомом «Назаретов» прошлого года под названием «Boogaloo» и принес ее домой. Я рассчитывал услышать что-то уже хорошо знакомое по прошлому альбому «Move Me», вышедшему еще в 1994-м и представившему что-то наподобие музыки американцев Aerosmith – очень мало «назаретовского», а то и вообще ничего, кроме узнаваемого вокала Дэна МакКафферти.

Честно говоря, я не ожидал вообще увидеть новый диск Nazareth, так как полагал, что группа давно исписалась и, возможно, на грани окончательного распада. Я включил кассету и начал слушать.

Nazareth "Boogaloo", 1998 г.,
Nazareth "Boogaloo", 1998 г.,

Ну, первые две композиции меня не убедили. Нет, это были шикарные, и, на удивление, совершенно «назаретовские» песни, так ударно группа не играла с самого начала 80-х. Но я знал, что на каждом «не назаретовском» диске группы 80-90-х всегда присутствовали одна или две «назаретовских» песни, которые не стыдно было бы поместить в сборник классики Nazareth. Но я думал, что дальше пойдет обычный музыкальный «мусор», которого «Назареты» наплодили за последние полтора десятка лет достаточно большое количество.

Однако я очень сильно удивился, дослушав «Бугалоу» до самого конца. Это было поразительно, но «Назареты» представили на этом альбоме чисто «назаретовскую» музыку, без всяких американизмов и прочих элементов типа дремучей «новой волны» или новомодного хэви-металла, с которыми музыканты очень долго пытались заигрывать. На диске был представлен самый качественный хард-рок, который группа играла в 70-х.

Виниловый выпуск альбома Nazareth "Boogaloo", 1998 г.,, выпущенный в 2014-м
Виниловый выпуск альбома Nazareth "Boogaloo", 1998 г.,, выпущенный в 2014-м

Ясно, что особых хитов на альбоме не обнаружилось, но это было неважно, главное, что общий саунд Nazareth вернулся в нормальное, самое присущее этой группе состояние. Примерно так же она играла в период с 1976 по 1978 годы, когда выдала неплохие даже в сравнении с эпохальным «Hair of the Dog» альбомы – «Close Enough for Rock 'n' Roll», «Play 'n' the Game», «Expect No Mercy» и «No Mean City». Единственное, что выдавало более современное происхождение альбома «Boogaloo» - это навязчиво четкое звучание барабанов и менее разнообразная фактура барабанного боя, словно за этим инструментом заседает не человек, а робот, не обученный всяких заворотам.

Внутренний разворот винилового выпуска
Внутренний разворот винилового выпуска

Зато новый гитарист группы Джим Меррисон старается полностью соответствовать талантам Мэнни Чарлтона, и хотя у него не такая буйная музыкальная фантазия, все же продюсер постарался эту разницу уменьшить, а Пит Эгнью написал для альбома прекрасную музыку. Не следует забывать, что всю музыку для двух предыдущих альбомов написал преимущественно (примерно на 99%) второй гитарист группы Билли Рэнкин. А это был совершенно «не типичный» «назаретовец», хотя он и играл в 1982-1983-м годах в гитарном дуэте с Мэнни Чарлтоном, то есть записал пластинки группы тех лет как штатный ее участник.

"Цветные", то есть белые пластинки английского винилового выпуска
"Цветные", то есть белые пластинки английского винилового выпуска

Но вот феномен альбома Nazareth «Boogaloo» прекрасно можно объяснить сменой и главного композитора, и лидер-гитариста, и если бы еще продюсер Майк Гинг не переборщил с барабанами, то этот диск нельзя было бы отличить от любого, выданного группой во второй половине 70-х. Правда, отсутствие ярких хитов, свойственных тем альбомам, навело бы на подозрение, тем не менее, думаю, что это не критично.

Кроме нового гитариста в записи новинки принимали участие еще два музыканта – клавишник Ронни Лихи, который в основном играл на фортепиано и немного на органе, и не пытался испортить музыку «Назаретов» всякими синтезаторами, а также сын Пита Эгнью – Ли Эгнью, который постучал немного (а может и много) на всяческой перкуссии. Как мы знаем, после смерти барабанщика группы Даррелла Свита, которая случилась в самом конце апреля следующего, 1999 года, именно Ли Эгнью заменил его, что избавило группу от поисков постороннего для группы музыканта.

Лейблы виниловых пластинок. Задняя сторона каждого - одна и та же
Лейблы виниловых пластинок. Задняя сторона каждого - одна и та же

Итак, это был 20-й студийный альбом Nazareth, и начал он записываться еще в мае 1997-го в студии Parkgate в г. Кэтсфилд, Восточный Сассекс, Южная Англия. Правда, запись постоянно прерывалась гастрольными турами, тем не менее, к весне 1998 года альбом был полностью готов, и вышел в Японии, Германии и некоторых странах Восточной Европы (Литва и Украина) 25 августа того же года, как раз на 30-летний юбилей группы Nazareth. В следующем, 1999-м, он вышел в США, Канаде и других странах Восточной Европы (Польша и Болгария). В Великобритании вышел только в 2001-м году.

В России альбом «Boogaloo» вышел сразу же неофициально, а официальный выпуск случился только в 2004-м.

В 2014-м наконец-то вышел виниловый вариант альбома на двух дисках, куда были втиснуты также и два бонус-трека. Правда, пластинки были отпечатаны на чешской фирме GZ-Media, но качество звучания отличное, практически английское. А то чехи давно замечены в том, что они даже с фирменных матриц часто не могут нормальный звук снять.

Трек-лист:

1). Light Comes Down (3:31) «Свет нисходит». Прекрасная «открывашка» как раз в стиле старых «Назаретов». Правда, гитара Меррисона звучит несколько резковато, но это, в принципе, мелочь. Зато он шикарно налабал на соло, хоть и не слишком много, но вкусно.

2). Cheerleader (3:14) «Болельщица». А это вообще шедевр в стиле рок-н-ролл, и пианино тут в тему, и гитарки в масть. Такое ощущение, что я окунулся в благословенные 70-е. Только вот неживой звук барабанов несколько это ощущение портит, но в целом прекрасно. Соло на гитаре хоть и не такое шустрое, какие в подобных номерах выдавал Мэнни Чартлон, и более «металлическое», но и так сойдет.

3). Loverman (4:30) «Любовник». Очередной шедевр, хотя я, наверное, утомил читателя этим определением. Но вещь и на самом деле прелестная, и хоть первоначальный мотив банальный, но МакКафферти своим волшебным вокалом делает из этой банальщины просто конфетку.

4). Open Up Woman (4:29) «Открой женщину». Шикарный блюз в стиле старых «Назаретов». И если не обращать внимания на однотонные барабаны, то мы натыкаемся на очередной шед… пардон – прекрасный типично «назаретовский» номер. Обратите внимание на партию баса во время игры на соло-гитаре – это просто NAZARETH с Большой Буквы!

5). Talk Talk (3:52) «Говори говори». Вступление этой песни и основной рифф мне очень напомнили неугасимый шедевр Рода Стюарта «Baby Jane» 1983 года. Правда, у «Назаретов» номер получился гораздо более интересный.

6). Nothing So Good (5:08) «Ничего такого хорошего». И еще один блюз в закосе под хард-роковую конструкцию прошлых «назаретовских» времен. Аранжировка просто восхитительная.

7). Party in the Kremlin (3:37) «Вечеринка в Кремле». Юмористическая зарисовка про пост-советские кремлевские порядки – «красный Ленин как настоящий новый революционер», «КГБ больше нет, так что же они делают сейчас?», «самое горячее место в городе, дискотеки и казино, рок-н-ролльная истерия», «танцующие медведи и президенты, у нас есть банковские кредиты и мобильные телефоны», и прочая такая галиматья. Впрочем, песня и без этого зачетная, барабаны вот немного бы оживать… Интересно, что главный риффоплёт группы на тот момент – Пит Эгнью, не постеснялся и просто взял за основу своей новой композиции старый известный рифф лед-зеппелиновского номера «Растоптанный под ногами» с альбома 1975 года «Физикал Граффити».

8). God Save the South (6:35) «Боже, храни Юг». Типичный американский блюз, но опять-таки, в стиле старых английских «Назаретов», а не более поздних американских.

9). Robber and the Roadie (4:21) «Разбойник и роуди». Буги-вуги под раздолбанное пианино типа «вино, женщины, песни». Номер тоже банальный, но МакКафферти его исполняет шикарно, правда соло-гитара тут совсем не «назаретовская», а скорее «уайтснейковская» эпохи конца 70-х - начала 80-х.

10). Waiting (5:43) «Ожидающий». Еще один блюз, правда, в другой тональности, чем предыдущие – более жесткой и ритмичной. Вот тут уже гитары похожи на «назаретовские».

11). May Heaven Keep You (5:46) «Да хранят тебя небеса». Отличнейшая баллада, достойная включения ее в список лучших песен подобного рода у Nazareth вообще. Совершенно никакой фальши, типичной для баллад «Назаретов» 80-90-х. Песня как будто взята с альбома 1982 года «2XS», в котором подобных супер-шикарных баллад полно.

Бонус-треки:

12). Laid to Wasted (4:16) «Положено впустую». Какая-то бледная тень альбома, вообще непонятно, зачнем эту песню сочинили, но понятно, почему не включили в альбом сразу – побоялись критики. Правда, у меня есть подозрения, что этот номер готовился к какому-то фильму, но то ли песня не подошла, то ли фильм решили не снимать. Но с другой стороны - сама по себе песня вроде бы и ничего так.

13). Walk By Yourself (5:02) «Прогулка сама по себе». То же самое. Какой-то дремучий хард, и тоже похоже на кинематографическое искусство.

В общем и целом хочу повторить снова: это первый альбом Nazareth с конца 70-х, в котором нет никакой «американской» музыки, то есть он как бы сознательно не был ориентирован на рынок США. Все предыдущие пластинки группы всеми этими стилевыми экспериментами были испорчены напрочь. А вот альбом «Boogaloo» - типично «старосветский» альбом, рассчитанный на европейскую публику, прежде всего – на публику британскую. И как только «Назареты» перестали кривляться перед американцами, у них тут же и получилось вернуться к своим корням, причем в наилучшем виде.

Мало того – я считаю, что это последний по-настоящему шикарный альбом группы, и хотя с 2008-го по 2014-й «Назареты» записали еще три настоящих «убойника», но при их записи музыканты снова пустились в эксперименты, на этот раз не в надежде на американские барыши, а по зову души, так сказать. Да и Дэн МакКафферти к концу 2000-х начал сильно кашлять, и ему пришлось извращаться при записи новой музыки совсем не «по-назаретовски». Я об этих альбомах тоже написал, и ссылки на эти статьи – чуть ниже.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О NAZARETH НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Nazareth «Move Me» 1994 г. ~ попытка группы на плечах «Aerosmith» влезть на американский рынок

Последний заплыв «Назаретов» - альбом «The Newz» 2008 года поднимает планку группы в Европе

Альбом «Big Dogz», 2011 г. «Назареты» решили освоить грандж в самом его мрачном варианте

Карьера Nazareth закончена на высокой ноте альбомом «Rock 'n' Roll Telephone», 2014 г. – последним с Дэном МакКафферти

Nazareth «Surviving The Law», 2022 г. ~ резкий разворот группы в сторону хэви-металла. По сути, это уже совсем новая группа