В самом сердце Москвы, в Вознесенском переулке, находится англиканская церковь, службы в которой проходят только на английском языке. Как появилась эта краснокирпичная готическая церковь в столице и какова её судьба?
Строительство этой церкви, единственной англиканской в Москве, связано с именем Джейн МакГилл — об истории перемещения её особняка мы рассказывали ранее. Однако как в Москве вообще появились англиканцы?
История англиканской общины в Москве начинается в 1553 году: именно тогда Иван Грозный позволил британским купцам проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием. До пожара Москвы 1812 года богослужения англиканской общины в Москве проходили в здании голландской реформатской церкви в Немецкой слободе.
После пожара богослужения проходили в светских особняках и домах. В семидесятых годах XIX века англиканская община в Москве разрослась: единственная часовня, перестроенная из каменного дома, уже не могла вместить всех прихожан. Тогда-то и встал вопрос о строительстве новой церкви.
Церковь было решено строить на пожертвования. Среди наиболее активных меценатов выделялись совладелец Высоковской мануфактуры Роберт Макгилл и его супруга Джейн, известная в Москве как Евгения Ивановна.
Проект храма заказали английскому архитектору Ричарду Ниллу Фримену. Он прислал в Москву проект типично английской церкви в стиле викторианской готики, который был принят единогласно. К 1884 году строительство было завершено, и уже 2 сентября под сводами нового храма состоялась первая служба.
Однонефная краснокирпичная базилика построена в викторианском стиле, стилизованном под английскую готику. К северо-западной части церкви примыкает башня. Она увенчана четырьмя небольшими остроконечными пинаклями с флюгерами. Интересно, что башня никогда не являлась колокольней: колокола на ней не были установлены. Главный вход по бокам украшен изображениями двух архангелов — Гавриила и Михаила.
Московская англиканская церковь была не только местом молитвы и богослужений, но общественным центром британской колонии. В здании церкви находились библиотека, комната для собраний, архив.
Изменения коснулись церкви сразу же после революции. Во время московских боёв в октябре 1917 года большевики установили пулемёт на башне храма: это была самая высокая постройка, и таким образом предполагалось остановить продвижение войск Временного правительства к Моссовету. Впрочем, некоторое время после Октябрьской революции церковь ещё действовала, хотя хранившиеся в ней ценности пропали бесследно.
В двадцатые годы ХХ века помещения церкви стали использовать как склад, а потом как общежитие. Но в 1960 году здесь разместилась студия грамзаписи «Мелодия»: акустика церковного зала была оценена по достоинству. Здесь записывались все ведущие музыканты.
Вновь разрешение на проведение богослужений было получено в 1991 году, с развалом Советского Союза. Окончательно здание вернул общине Борис Ельцин: он пообещал это Елизавете II во время её визита в Москву в 1994 году. После этого «Мелодия» освободила все помещения храма.
А вы бывали в этом месте?
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге занимается проектами, направленными на восстановление исторического облика города. Наша задача — вернуть Санкт-Петербургу значимые объекты культурного наследия, созерцание которых радовало бы нынешнее и будущие поколения, и внести вклад в историю города.