ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ НА КАНАЛЕ "МОЯ ДАЧНАЯ ЖИЗНЬ"
Продолжаю свой рассказ о нас и истории нашей пасеки. На предыдущий рассказ оставлю ссылку в конце статьи.
На все комментарии стараюсь отвечать. Под одним рассказом о нашей пасечной жизни был оставлен вот такой комментарий:
Я вам даже немного завидую. Делать то, что любишь, зависеть только от себя. Вы, наверное, счастливые.
Однозначного ответа нет. Двумя-тремя предложениями не ответить, тем более, здесь сразу о нас двоих с мужем идет речь.
Про мужа скажу, что он точно счастливый человек. Занимается делом, которое ему нравится. Пчел он очень любит. "Люблю тебя, детей и пчел" - слова моего мужа. Хорошо, что хоть ряд не с пчел начинает. Первые годы он мог сесть напротив ульев и сидеть часами, смотреть как пчелы летают. Счастливый он еще и потому, что занимается любимым делом не как хобби, не набегами и урывками, расстраиваясь от того, что не успевает ничего, а это его основной вид деятельности.
Первые 10 лет муж занимался пасекой между дел. Работал. Часто весной-летом, когда на пасеке необходимо практически ежедневное присутствие, у него вообще не было выходных, он же агроном. Когда успел, тогда и заскочил на пасеку. Пасека такого отношения не прощает. Может и пафосные слова, но это правда. Думаю, что опытные пчеловоды со мной согласятся. Весной 2000 года из зимовки не вышла ни одна семья. Как занимаешься пчелами, такой и результат.
С 2002 года муж занимается только пчелами. К 2015 году у нас уже было 60 пчелосемей. Шел к своей системе ухода за пчелами методом проб и ошибок. Я ему помогала на откачке меда. А теперь буду рассказывать про себя.
Никогда, ни в каком кошмарном сне не могла даже представить, что я буду хозяйкой пасеки. Кстати, я хозяйка пасеки не только по факту того, что замужем за пасечником. Я владелица пасеки (как звучит))) юридически. Одна пчеловодческое хозяйство оформлено на меня. Пчел я боялась до трясучки. Меня всю сковывало, когда около меня начинали виться пчелы. На укусы пчел реагировала отеками на несколько дней. Меня боль после укуса пчелы накрывала тремя волнами. Боль непосредственно после укуса. Сначала нарастала-нарастала потом откатывала, как волна с берега. Через несколько минут (2-5) подкатывала вторая волна боли чуть меньшей силы. Потом едва заметная третья волна.
Муж занимался только пчелами, я же работала. Отпуск у меня летом. Это хорошо. А то, что отдыха у меня не было, это плохо. Бывали сезоны, когда откачка шла ежедневно на протяжении двух с хвостиком месяцев. Поля в округе засевались рапсом и подсолнухом. Это хорошие медоносы. В мае зацветал озимый рапс, за ним сразу начинал цвести яровой рапс и под конец сезона подсолнух. Выходной был только во время дождя. Каждый день подъем в 7-30ч. Ложилась, когда придется. Соленья, варенья все же на мне. По дому помогали дети. Убраться в доме. Собрать ягоды. Помыть огурцы, начистить картошки.
Утром поднимала голову от подушки и с надеждой смотрела на окно. Вдруг дождь. Вдруг случится счастье и можно будет поспать.
Откачку тех лет я вспоминаю как жуть жуткую. Начну свои аргументы с оборудования для откачки.
1. Практически ни какого оборудования и не было! Был нож для срезки забруса, да специальная вилка. Нож у нас хороший, до сих пор пользуемся им, хоть есть и электрический нож. Наш нож еще был сделан в начале прошлого века. Рамки вскрывали над тазиком. Вскрыть это значит срезать крышечки с сотовых ячеек.
Тазик крутился, елозил. Потом из тазика вычерпывали мед. Вскрытую рамку поставить было некуда, только сразу в медогонку. Медогонка ручная, трехрамочная. Стояла просто на полу. Если в нее ставили рамки не одинаковой наполняемости, разные по массе, значит центр тяжести смещался и медогонка начинала описывать круги по комнате. В медогонку вмещалась сразу фляга меда, она у нас была большая. Хранили мед тогда в флягах по 38 литров. Это приблизительно 50 кг меда. Чтобы слить мед, медогонку ставили на стол. Сейчас вспоминаю и одуреваю. Медогонка вместе с медом по массе более 60 кг. Мы ее с мужем вдвоем забрасывали на стол, с размаха. Пишу и сама себя жалею. Были еще сетки. Такими мы пользуемся до сих пор.
Муж мой по русской традиции крестится после грома. Когда мне сделали весной операцию, тогда он придумал, как меня поберечь. Сделал подставку-стол, на которой медогонка стояла постоянно, она было прикручена, а мед стекал сразу в куботейнер. К слову сказать, что и куботейнеры только появились в продаже. Тогда же пчеловод мой и стол распечатачный сделал сам. Цивилизация пришла к нам на пасеку. Стало намного удобнее работать на откачке меда. Ниже на фотографии медогонка стоит на столе. Спереди была еще ступенька, чтобы было удобнее подниматься крутить медогонку. К этому времени младшая дочь уже помогала нам на пасеке. Она крутила ручку медогонки, вытаскивала откачанные рамки.
2. Перехожу ко второму аргументу. Я не только откачивала мед, но и помогала рамки доставать из улья. Вернее, доставал их муж, я дымила из дымаря, ставила рамки в ящик для переноски. Для меня этот процесс очень утомительный. Я все делаю быстро. И смотреть на замедленное кино, как муж достает рамку, отряхивает пчел, затем сметает щеткой особо цепких пчелок, было пыткой. А, если еще муж и из гнезда доставал рамки, то совсем хоть вешайся. Над каждым ульем была одна и та же песня: "Ну, где ты моя, Красавица?! Покажись папочке. Дай я на тебя хоть посмотрю" Это он так обращался к пчелиной матке. В планы Красавицы явно не входила встреча с папочкой. Процесс доставания рамок затягивался на долго. На меня, как только прихожу на пасеку, непосредственно к ульям, наваливается сонливость. Начинаю зевать, спать хочу жутко, хоть бери и около ульев ложись. Кстати, отеки у меня сейчас почти не бывают. Иммунитет выработался. А вот сонливость около ульев, так и не прошла до сих пор.
И так день в день два месяца. Меда было очень много. На некоторых семьях стояло по 4 корпуса. А это минимум 40 рамок полностью залитых медом. Мы ставили стол около улья, чтобы снимать верхние корпуса.
Были семьи, которые за одну откачку(не сезон!) давали бидон меда. Вот и представьте, одну семью откачали, бидон меда. Медогонку на стол вскинь, мед слей. На это требуется время. Особо не разгонишься. Когда откачивали последнюю семью, первые уже по два корпуса меда снова принесли. И, если песня хороша, начинай сначала. Рапсовый мед нельзя оставлять пчелам в зиму, поэтому приходилось лезть в гнездо, забирать рамки на откачку. Сейчас мы из гнезда рамки не берем.
Написала уже много. А ответила только на первую половину комментария. В следующей статье отвечу на реплику, что мы зависим только от себя. Это глубокое заблуждение.
Обещанная ссылка:
Продолжение по ссылке:
В качестве обратной связи поставьте, пожалуйста, статье класс👍, как знак, что тема вам интересна.
С уважением автор канала Людмила.