Найти в Дзене

Развитие межцерковных взаимоотношений.

Противостоящая Русской Православной церкви часть греческих Поместных церквей, включая: Константинопольский Патриархат, Александрийский Патриархат, Элладскую и Кипрскую Церкви, перешла от угроз к действию. Если в своём предыдущем письме - обращении к Московской Патриархии, Патриарх Александрийский Феодор угрожал разнообразными карами и прещениями как отдельным клирикам Московского Патриархата, так и Русской Православной церкви в целом, то на днях он перешёл от угроз к действиям. Ранее им назывались такие меры воздействия на РПЦ, как лишение Русской Православной церкви автокефального статуса, лишение архиереев и иереев, входящих в клир РПЦ, их сана и пр.

На днях в грекоязычных СМИ было обнародовано постановление Синода Александрийской Православной Церкви о том, что 22 ноября с. г. Синод Александрийского патриархата своим решением лишил епископского сана митрополита Клинского Леонида и чуть ли не отлучил его от церковного общения.

В телеграм-каналах появилась версия, будто на такое решение относительно митрополита Клинского Леонида, Александрийский Патриарх получил санкцию Константинополя и что теперь никто из духовенства других Православных Церквей не станет с ним служить.

В связи с этим возникает ряд вопросов канонического и церковно–правового характера о правомерности, действенности и последствиях такого решения. Проблема церковных взаимоотношений в результате которых возникло данное решение проистекает из церковного раскола, который возник в результате неправомерного решения Константинопольского Патриарха Варфоломея об отзыве томоса XVII – го века, узаконившего включение Киевской метрополии в состав Московского Патриархата и последующего обнародования им нового томоса, предусматривающего по форме самостоятельное, а фактически подчинённое Константинополю существование Православной Церкви Украины.

Это решение было расценено Московским Патриархатом как неканоническое и по сути еретическое искажение норм и правил Православия. С данной оценкой не согласились отдельные православные церкви, среди которых наиболее твёрдую поддержку Константинопольскому Патриарху оказали Александрийская, Элладская и Кипрская православные Церкви. Таким образом, весь православный мир оказался расколотым на две части в которых первенствующее значение приобрели Русская православная Церковь и Константинопольский Патриархат. Между этих противостоящих лагерей, находятся остальные православные церкви, которые постепенно отдают предпочтение одному или другому взгляду на проблему и примыкают к конкретному течению.

После того как Александрийская Церковь уклонилась в раскол вслед за стамбульским Патриархом Варфоломеем, африканская паства попросила канонического убежища в лоне Русской Православной Церкви, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял под свой омофор тех, кто следует путям Христовым и не желает запятнать себя общением с раскольниками и предателями. С целью окормления Африканской паствы русской православной церкви был учреждён африканский экзархат Московской Патриархии екзархом или главой которого был назначен Митрополит Клинский Леонид.

Кроме богословских споров по вопросам первенствования в Православном мире и возможности навязывания своей воли одним автокефальным церквам со стороны иерерхии другой автокефалии, сторонники стамбульского первоиерарха Варфоломея перешли к практическим решениям и действиям, воплощающим их взгляды на возможность стороннего управления одной автокефалии со стороны другой, считающей себя более достойной чем первая.

Эти действия являются отражением в церковной жизни светских тенденций из области международных отношений, когда под предлогом достижения более справедливого миропорядка была заключена Римская конвенция, породившая Гаагский международный трибунал. Со временем этот судебный орган отклонился от первоначально заявленных целей и стал инструментом доминирования одной группировки государств над другими. Гаагский трибунал теперь совсем не похож на тот международный судебный институт, о котором мечтали народы после окончания войны. Не вызывает сомнения неспособность этой инстанции вершить справедливый суд.

В этой связи возникает два вопроса: что это за «православная Гаага», действия которой приняли в качестве образца иерархи Александрийской церкви, и правда ли, что это решение Синода в Каире может как-то воздействовать на Русскую Православную церковь?

Действия стамбульских раскольников и примкнувших к ним не смогут негативно отразиться на перспективах общения Русской Православной церкви с собратьями из поместных Церквей. В ближайшее время Священноначалие Русской Православной Церкви даст полный объективный ответ по этому вопросу, который уже ранее был озвучен в открытом письме Святейшего Патриарха Кирилла Патриарху Феодору от 5 марта 2022 года. В нем Святейший Патриарх Кирилл напоминает, что, согласно церковным канонам, епископ или клирик одной Автокефальной Церкви неподсуден суду другой Автокефальной Церкви и что любые судебные решения Александрийской Православной Церкви в
отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными.

Sabbasius.
Sabbasius.