Похоже, наша правовая система, которая всё больше даёт крен в сторону абсурда, вышла на новый уровень. Хотя... Пока ещё ничего не решено, но дело, как говорится, уже шьют.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Рассказываю об инциденте с запрещением песен Виктора Цоя на портале AMDM, об истребовании миллиона за аккорды, о тринадцати миллионах за «КИНО без Цоя», и таинственной истории с киностудией «Юнивёрсал Пикчерс» .
Обо всём этом я частью делал материалы и раньше. Но сейчас подъехал свежий контент, и история заиграла новыми красками. Особенно в контексте всех происходящих событий.
Итак, ООО «Первое музыкальное Издательство» и ООО «Национальное музыкальное Издательство» потребовали, чтобы мы удалили композиции, на которые у них есть авторские права, либо заплатили им 500 000 рублей за каждые 100 песен из их списка в год. А именно, на композиции группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Зиверт». У сайта таких средств нет.
Компании ООО «Первое музыкальное Издательство» и ООО «Национальное музыкальное Издательство» предоставили на ознакомление договора заключение с родственником Цоя, с Бутусовым и другими лицами. После того, как нам подтвердили авторские права и потребовали платить либо удалить, мы удалили контент. Этого оказалось недостаточно.
На сегодняшний день компании ООО «Первое музыкальное Издательство» и ООО «Национальное музыкальное Издательство» видимо хотят подать в суд на админа за размещенные тексты, права на которые принадлежат этим компаниям, и потребовать компенсацию от 10 тыс. до 5 млн. за каждую песню (за каждые 100 песен получается минимум 1 млн. рублей). Но на наш вопрос: «укажите, на какие конкретно песни у вас есть авторские права ?», компании не сообщают. Тем самым не подтверждают свои авторские права на другие тексты песен.
Этот текст был опубликован на AMDM 21 и 22 ноября. Я несколько подправил его с авторской редакции, оригинал — по ссылке. Теперь же попробуем разобраться.
Кто такие ООО «Первое музыкальное Издательство»
«Первое музыкальное Издательство» — одна из структур, вышедшая из девяностых. Разумеется, практика взаимодействия и работы таких структур с исполнителями осталась та же, что и в те времена, просто приобрела черты законности и формального обоснования. Достаточно вспомнить недавнюю историю с «Блэк Стар» — игра по тем же правилам. Правила разработаны ещё на Западе как минимум в двадцатых, и к нам пришли после 1991 года в достаточно сыром виде.
Фирма эта выпестована группой «СОЮЗ» (помните такие сборники были ?), и являлась одно время частью частью данного медиа-холдинга, но потом вышла из него. Примечательно, что основатель лэйбла Алексей Сафрин, погибший в ДТП в марте 2001 года, являлся юристом, а не музыкантом, и в качестве юриста работал в различных студиях. С «СОЮЗОМ»вообще всё сложно получилось: кто-то вышел, кто-то вошёл, какие-то рейдеры кого-то захватили, и какой-то руководитель стал на место другого совершенно случайно. Ну, знаете, как это бывает.
Так вот, «Первое музыкальное Издательство» занимается отнюдь не музыкой, а регулированием прав исполнителей. Они имеют контракт с РАО, что позволяет издателю сотрудничать на различных рынках, в том числе международных. Исполнитель получает 50% долю гонорара, и «это вынуждает нас искать всё новые пути получения гонораров, а значит, доля автора тоже возрастает». Что ж, пути получения гонораров у издателя действительно разные.
Миллион за аккорды: могут ли требовать
Как на странно, формально AMDM не правы. Текст песни — часть произведения, так же, как, скажем, сценарий кинофильма, и он является объектом авторских прав, как неисключительных, так и исключительных.
Следовательно, для размещения текстов необходимо разрешение. Факт того, что люди сами подбирают аккорды, выкладывают эти песни, и способствуют, таким образом, их возрастающей популярности, не прибавляет правоты. Но есть и другая сторона медали.
Правоприменительная практика и авторское право во всем мире примерно одинаковы. Есть различия между законодательствами США и Европы, но основные положения, в общем, одинаковы.
Так вот, во всех странах ЕС, США и Канаде действуют аналогичные запреты на тексты, обзоры, прохождения видеоигр. Но издатели обычно закрывают глаза на фанатский контент, именно по той причине, что он создаёт популярность и движ. Некоторые прямо декларируют лицензию GNU FDL (сводное использование контента с некоторыми ограничениями), чтобы у пользователя не было связанных с этим проблем. Преследование за прохождение видеоигры или обзор фильма само по себе нонсенс, хотя формально это нарушение авторских прав, прошу заметить. Но мы с вами живём в России, и это многое объясняет. Но не объясняет того, почему издательство не подало претензию раньше.
Дело о тринадцати миллионах фертингов
Ранее я рассказывал о том, как «Мороз Рекордз» требует тринадцать миллионов с отца Виктора Цоя. Там же указывал и связь «Мороз Рекордз» с ООО «Музыкальное право» и американским лэйблом «Юнивёрсал Пикчерс». Но «Музыкальное право» и «Первое музыкальное Издательство», кажется, совсем разные вещи ? Да нет, ребята, это вам только кажется. Помните, в обращении AMDM была заявлена ещё одна фирма — ООО «Национальное музыкальное Издательство» ? Эта фирма связана с дистибьюторами «NDA SOUND» и «UNITED MUSIC GROUP», и от её имени частенько подаются претензии на незаконно используемые мелодии в Ютубе — по лицензии «Музыкального права».
Именно юристы «Музыкального права» подали в 2021 году претензию к Роберту Максимовичу Цою на предмет возврата полученных за песни «КИНО» отчислений.
Почему они ждали
Портал AMDM существует много лет, но требование об удалении контента поступило только сейчас. Чего ждали ? Здесь трудно сказать. Когда те же «Музыкальное право» вынудили удалить записи Цоя из ВК, эти записи тоже существовали там достаточно долгое время. Возможно, юристы получили информацию о том, что владелец AMDM заработал какие-то деньги, и решили наложить на них лапу в подходящий момент. А может, портал просто попался в очереди, в списке площадок, на которые было решено подать заявления. Лэйблы зарабатывают существенные средства на судебных процессах, потому такие списки существуют, и постоянно пополняются.
В общем, выводы следующие: если вы производите, или собираетесь производить какой-либо медиа-контент, не забывайте, что может возникнуть такая ситуация. Без необходимости нет вообще никакого смысла связываться с дистрибуцией, а без должных знаний и умений может случиться так, что сочиненные вами песни вам вообще не принадлежат.
Кстати, не менее интересная история случилась с группой «СЕКТОР ГАЗА». Когда я стал разыскивать правообладателей контента для проекта одной своей картины, то с большим удивлением об этом узнал. Правда, вопрос разбирать не стал — пока есть только сценарий, но сам факт достоин внимания. Как и к кому попали их права — об этом в следующей серии.
Наш фильм о Викторе Цое
Кто ещё не знает, мы снимаем кино о Викторе Цое. Всё идёт достаточно сложно и медленно, но вот недавно закончили экспедиционные съемки в Латвии, и на границе с Эстонией. Ещё много снимать в Петербурге и Москве. Надеюсь, трейлер фильма появится в конце этого года, или в начале следующего — для него пока не хватает контента, монтировать не на чем. Но мы не унываем, делаем, что можем.
Группа фильма с новостями в ВК — https://vk.com/cinemacatstudio
Кому интересен этот проект, подписывайтесь на канал, вступайте в группу. Никакой рекламы не веду — денег нет, так что всё размещаю здесь и вконтактике. Всем мира !