Найти в Дзене
Антон Владимиров

Запрещают песни Цоя !

Похоже, наша правовая система, которая всё больше даёт крен в сторону абсурда, вышла на новый уровень. Хотя... Пока ещё ничего не решено, но дело, как говорится, уже шьют. С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Рассказываю об инциденте с запрещением песен Виктора Цоя на портале AMDM, об истребовании миллиона за аккорды, о тринадцати миллионах за «КИНО без Цоя», и таинственной истории с киностудией «Юнивёрсал Пикчерс» . Обо всём этом я частью делал материалы и раньше. Но сейчас подъехал свежий контент, и история заиграла новыми красками. Особенно в контексте всех происходящих событий. Итак, ООО «Первое музыкальное Издательство» и ООО «Национальное музыкальное Издательство» потребовали, чтобы мы удалили композиции, на которые у них есть авторские права, либо заплатили им 500 000 рублей за каждые 100 песен из их списка в год. А именно, на композиции группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Зиверт». У сайта таких средств нет.
Компании ООО «Первое м
Оглавление

Похоже, наша правовая система, которая всё больше даёт крен в сторону абсурда, вышла на новый уровень. Хотя... Пока ещё ничего не решено, но дело, как говорится, уже шьют.

С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Рассказываю об инциденте с запрещением песен Виктора Цоя на портале AMDM, об истребовании миллиона за аккорды, о тринадцати миллионах за «КИНО без Цоя», и таинственной истории с киностудией «Юнивёрсал Пикчерс» .

Обо всём этом я частью делал материалы и раньше. Но сейчас подъехал свежий контент, и история заиграла новыми красками. Особенно в контексте всех происходящих событий.

Петиция "Запрещают песни Цоя !" созданная на change.org против действий издателей
Петиция "Запрещают песни Цоя !" созданная на change.org против действий издателей
Итак, ООО «Первое музыкальное Издательство» и ООО «Национальное музыкальное Издательство» потребовали, чтобы мы удалили композиции, на которые у них есть авторские права, либо заплатили им 500 000 рублей за каждые 100 песен из их списка в год. А именно, на композиции группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Зиверт». У сайта таких средств нет.

Компании ООО «Первое музыкальное Издательство» и ООО «Национальное музыкальное Издательство» предоставили на ознакомление договора заключение с родственником Цоя, с Бутусовым и другими лицами. После того, как нам подтвердили авторские права и потребовали платить либо удалить, мы удалили контент. Этого оказалось недостаточно.

На сегодняшний день компании ООО «Первое музыкальное Издательство» и ООО «Национальное музыкальное Издательство» видимо хотят подать в суд на админа за размещенные тексты, права на которые принадлежат этим компаниям, и потребовать компенсацию от 10 тыс. до 5 млн. за каждую песню (за каждые 100 песен получается минимум 1 млн. рублей). Но на наш вопрос: «укажите, на какие конкретно песни у вас есть авторские права ?», компании не сообщают. Тем самым не подтверждают свои авторские права на другие тексты песен.

Этот текст был опубликован на AMDM 21 и 22 ноября. Я несколько подправил его с авторской редакции, оригинал — по ссылке. Теперь же попробуем разобраться.

Кто такие ООО «Первое музыкальное Издательство»

«Первое музыкальное Издательство» — одна из структур, вышедшая из девяностых. Разумеется, практика взаимодействия и работы таких структур с исполнителями осталась та же, что и в те времена, просто приобрела черты законности и формального обоснования. Достаточно вспомнить недавнюю историю с «Блэк Стар» — игра по тем же правилам. Правила разработаны ещё на Западе как минимум в двадцатых, и к нам пришли после 1991 года в достаточно сыром виде.

Заставка лэйбла "Блэк Стар"
Заставка лэйбла "Блэк Стар"

Фирма эта выпестована группой «СОЮЗ» (помните такие сборники были ?), и являлась одно время частью частью данного медиа-холдинга, но потом вышла из него. Примечательно, что основатель лэйбла Алексей Сафрин, погибший в ДТП в марте 2001 года, являлся юристом, а не музыкантом, и в качестве юриста работал в различных студиях. С «СОЮЗОМ»вообще всё сложно получилось: кто-то вышел, кто-то вошёл, какие-то рейдеры кого-то захватили, и какой-то руководитель стал на место другого совершенно случайно. Ну, знаете, как это бывает.

Типичный репертуар "СОЮЗА" (каталог с официального сайта)
Типичный репертуар "СОЮЗА" (каталог с официального сайта)

Так вот, «Первое музыкальное Издательство» занимается отнюдь не музыкой, а регулированием прав исполнителей. Они имеют контракт с РАО, что позволяет издателю сотрудничать на различных рынках, в том числе международных. Исполнитель получает 50% долю гонорара, и «это вынуждает нас искать всё новые пути получения гонораров, а значит, доля автора тоже возрастает». Что ж, пути получения гонораров у издателя действительно разные.

Миллион за аккорды: могут ли требовать

Как на странно, формально AMDM не правы. Текст песни — часть произведения, так же, как, скажем, сценарий кинофильма, и он является объектом авторских прав, как неисключительных, так и исключительных.

Следовательно, для размещения текстов необходимо разрешение. Факт того, что люди сами подбирают аккорды, выкладывают эти песни, и способствуют, таким образом, их возрастающей популярности, не прибавляет правоты. Но есть и другая сторона медали.

Правоприменительная практика и авторское право во всем мире примерно одинаковы. Есть различия между законодательствами США и Европы, но основные положения, в общем, одинаковы.

-4

Так вот, во всех странах ЕС, США и Канаде действуют аналогичные запреты на тексты, обзоры, прохождения видеоигр. Но издатели обычно закрывают глаза на фанатский контент, именно по той причине, что он создаёт популярность и движ. Некоторые прямо декларируют лицензию GNU FDL (сводное использование контента с некоторыми ограничениями), чтобы у пользователя не было связанных с этим проблем. Преследование за прохождение видеоигры или обзор фильма само по себе нонсенс, хотя формально это нарушение авторских прав, прошу заметить. Но мы с вами живём в России, и это многое объясняет. Но не объясняет того, почему издательство не подало претензию раньше.

Дело о тринадцати миллионах фертингов

Ранее я рассказывал о том, как «Мороз Рекордз» требует тринадцать миллионов с отца Виктора Цоя. Там же указывал и связь «Мороз Рекордз» с ООО «Музыкальное право» и американским лэйблом «Юнивёрсал Пикчерс». Но «Музыкальное право» и «Первое музыкальное Издательство», кажется, совсем разные вещи ? Да нет, ребята, это вам только кажется. Помните, в обращении AMDM была заявлена ещё одна фирма — ООО «Национальное музыкальное Издательство» ? Эта фирма связана с дистибьюторами «NDA SOUND» и «UNITED MUSIC GROUP», и от её имени частенько подаются претензии на незаконно используемые мелодии в Ютубе — по лицензии «Музыкального права».

Именно юристы «Музыкального права» подали в 2021 году претензию к Роберту Максимовичу Цою на предмет возврата полученных за песни «КИНО» отчислений.

Почему они ждали

Портал AMDM существует много лет, но требование об удалении контента поступило только сейчас. Чего ждали ? Здесь трудно сказать. Когда те же «Музыкальное право» вынудили удалить записи Цоя из ВК, эти записи тоже существовали там достаточно долгое время. Возможно, юристы получили информацию о том, что владелец AMDM заработал какие-то деньги, и решили наложить на них лапу в подходящий момент. А может, портал просто попался в очереди, в списке площадок, на которые было решено подать заявления. Лэйблы зарабатывают существенные средства на судебных процессах, потому такие списки существуют, и постоянно пополняются.

В общем, выводы следующие: если вы производите, или собираетесь производить какой-либо медиа-контент, не забывайте, что может возникнуть такая ситуация. Без необходимости нет вообще никакого смысла связываться с дистрибуцией, а без должных знаний и умений может случиться так, что сочиненные вами песни вам вообще не принадлежат.

Кстати, не менее интересная история случилась с группой «СЕКТОР ГАЗА». Когда я стал разыскивать правообладателей контента для проекта одной своей картины, то с большим удивлением об этом узнал. Правда, вопрос разбирать не стал — пока есть только сценарий, но сам факт достоин внимания. Как и к кому попали их права — об этом в следующей серии.

Наш фильм о Викторе Цое

Постер нашего фильма о Викторе Цое
Постер нашего фильма о Викторе Цое

Кто ещё не знает, мы снимаем кино о Викторе Цое. Всё идёт достаточно сложно и медленно, но вот недавно закончили экспедиционные съемки в Латвии, и на границе с Эстонией. Ещё много снимать в Петербурге и Москве. Надеюсь, трейлер фильма появится в конце этого года, или в начале следующего — для него пока не хватает контента, монтировать не на чем. Но мы не унываем, делаем, что можем.

Группа фильма с новостями в ВК — https://vk.com/cinemacatstudio

Кому интересен этот проект, подписывайтесь на канал, вступайте в группу. Никакой рекламы не веду — денег нет, так что всё размещаю здесь и вконтактике. Всем мира !