Введенный на трассе М-11 экспериментальный правовой режим разрешает движение беспилотных грузовых автомобилей. КАМАЗ станет одним из двух производителей, чьи грузовики выйдут в рейс. Это позволит повысить безопасность движения, снизит затраты и сроки перевозки. Благоприятный эффект ощутят не только юридические участники процесса, но и конечные получатели грузов, то есть всё население страны.
Что, где, когда?
Правительство одобрило введение экспериментального правового режима (ЭПР) на скоростной трассе М-11 «Нева» Москва — Санкт-Петербург. Это было необходимо для реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры». ЭПР позволит вывести на трассу беспилотные грузовые машины для тестирования автомобилей и соответствующей инфраструктуры.
ПАО «КАМАЗ» предоставит грузовики, заказчиками перевозок выступят ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит» и Х5 Logistics, за инфраструктуру дороги отвечает ГК «Автодор». В зоне ответственности «Автодора» будет оборудование трассы и обмен данными автомобилей с динамической цифровой картой. ПО для карты разрабатывает непосредственно КАМАЗ. На ней будет отображаться дорожная ситуация в режиме реального времени. Государство в этом проекте берет на себя юридические риски, связанные с возможными ДТП.
На первом этапе запуска беспилотников в кабине будет присутствовать водитель, а диспетчер — наблюдать за процессом удаленно. Через 100 часов безаварийного движения и при отсутствии технических недостатков грузовик сможет ездить исключительно под дистанционным контролем.
Отечественный IT-проект SFERA не сдерживает амбиций и создает уникальную цифровую экосистему. Релиз уже скоро. Скачивайте приложение по ссылке. Команда благодарит за доверие и поддержку!
Прогресс в цифрах
По словам Минтранса, появление беспилотного транспорта повысит безопасность движения, смертность на дорогах снизится на 8%. Нововведение принесет и экономическую выгоду. К 2025 году затраты на оплату труда водителей снизятся на 30%, на топливо — на 28%, общая себестоимость перевозок — на 10%. Коммерческая скорость грузоперевозок ориентировочно увеличится на 25%.
В 2023 году КАМАЗ собирается запустить на М-11 5 машин, в 2024-м их количество увеличится до 50. По планам Минтранса, за первые полгода после старта проекта общий пробег беспилотников составит около 1 млн км, через два года пробег за 6 месяцев достигнет 16 млн км, через 3 года — 20 млн км.
Технологии, отрабатываемые на трассе «Нева», станут основой для расширения проекта «Беспилотный логистический коридор». К 2030 году в него планируется включить 19,5 тыс. км дорог. Благодаря этому Россия войдет в число мировых лидеров по коммерческой перевозке грузов беспилотным транспортом. В настоящее время КАМАЗы проходят испытания на полигоне в
Набережных Челнах. Выезд на большую дорогу запланирован весной 2023 года, когда будут достигнуты все соглашения с ретейлерами.
Заезд с препятствиями
По закону, водителю запрещено находиться за рулем больше 4,5 часов подряд. Таким образом, либо увеличивается время пути из-за частых остановок для отдыха, либо увеличивается стоимость доставки из-за оплаты двух сменных водителей. У недобросовестных перевозчиков нормы закона могут не соблюдаться, но это крайне негативно сказывается на безопасности движения. Беспилотные грузовики постепенно искоренят данную проблему.
Основной сложностью на пути машин с автопилотом были правовые нормы, которые теперь урегулированы введением ЭПР. Теперь главный вопрос — недостроенный участок М-11 в объезд Твери. Сейчас эту часть дороги приходится проезжать по трассе М-10. Однако на первом этапе работы это не будет существенно. Водитель, находящийся в кабине, сможет принять управление.
Избранный герой
До сих пор точно неизвестно, какой именно КАМАЗ первым выйдет в рейс. Сначала сообщалось, что это будет КАМАЗ-54901 последнего поколения К5. Он оснащен дизельным двигателем, полуприцепом и системой автономного управления класса 3+ на основе адаптивного круиз-контроля.
Более вероятным вариантом называют модель под названием «Одиссей». Она создана на основе дизельного грузовика КАМАЗ-З43083. «Одиссей» оснащен камерами, радарами, лидарами и сонарами, высокоточной системой навигации, промышленным WI-FI, связью 4G и экстренным каналом ультракоротких волн.
По словам представителей компании, беспилотным можно сделать практически любой автомобиль из линейки КАМАЗа. При этом производителя мало волнуют введенные санкции и анонсируемый дефицит микроэлектроники. Специалисты находят отечественные аналоги или поставщиков из дружественных стран и продолжают работу. Если автоконцерн продолжит развиваться такими же темпами в ближайшее десятилетие, то по уровню разработок и качеству продукции не будет уступать западным конкурентам. За последние годы компания уже совершила громадный качественный скачок.
Могли ли вы ещё каких-то 8 лет назад подумать, что КАМАЗ будет выпускать беспилотные автомобили собственной разработки на дороги общего пользования?
📌Поддержите наше стремление делать публикации качественнее лайком и подпиской!
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA