Найти в Дзене
Психология для жизни

Пирамида Маслоу - иерархия потребностей человека.

Где находитесь Вы? Сегодня хочу рассказать об очень популярной теории - иерархической модели потребностей человека или, по имени ее автора, пирамиды Маслоу. Пирамида потребностей это общеизвестное и простое изложение идей  американского психолога Абрахама Маслоу и Она представляет одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Изначально идея была изложена в работе А. Маслоу «Теория человеческой мотивации», вышедшей в 1943. Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также предположил, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий: Позже была предложена более подробная классификация, в которой выделяется 7 основных уровней или приоритетов: Идея Маслоу, поддержанная его последователями, заключалась в том, что по мере удовлетворения нижележащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня. При этом совсем не обязательно для возникновения потребности более высокого
Оглавление

Где находитесь Вы?

Сегодня хочу рассказать об очень популярной теории - иерархической модели потребностей человека или, по имени ее автора, пирамиды Маслоу.

Пирамида потребностей это общеизвестное и простое изложение идей  американского психолога Абрахама Маслоу и Она представляет одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Изначально идея была изложена в работе А. Маслоу «Теория человеческой мотивации», вышедшей в 1943.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также предположил, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий:

  • Физиологические или базовые: голод, жажда и так далее;
  • Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни;
  • Социальные: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;
  • Самоуважение/Эго: уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;
  • Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Позже была предложена более подробная классификация, в которой выделяется 7 основных уровней или приоритетов:

  • Физиологические потребности: утоление голода, жажды, защита от холода, пригодный для дыхания воздух, достаточный сон, отсутствие боли и так далее;
  • Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  • Потребность в принадлежности и любви;
  • Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  • Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  • Эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  • Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Идея Маслоу, поддержанная его последователями, заключалась в том, что по мере удовлетворения нижележащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня. При этом совсем не обязательно для возникновения потребности более высокого уровня необходимо полное удовлетворение предыдущих, это просто понимание наиболее общей последовательности развития.

Несмотря на то, что такая структура потребностей человека предложена в ещё середине прошлого века, она до сих пор используется в экономике, маркетинге, теории мотивации и поведения потребителей.

Пирамида Маслоу понятная и простая модель, которая, безусловно, имеет исключения, но в общем виде работает довольно хорошо для понимания поведения и мотивации человека.

Итак, в соответствии с теорией Маслоу и его последователей у человека семь основных потребностей:

  • Физиологические потребности (первый уровень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем живым организмам, соответственно, и каждому человеку. Не удовлетворяя первичные потребности человек просто не выживет. Без пищи, воды, сна, секса, чистого воздуха, здоровья  не только невозможно учиться или работать, но и просто жить. 

  •  Безопасность (второй уровень пирамиды)

На этом уровне расположены потребности в безопасности, защите  и стабильности - крепкие стены и крыша над головой, защита дома, страховка на дом или жизнь. В итоге, жизнь человека становятся более предсказуемой, что способствует стабильному и качественному психологическому состоянию. Эта  потребность отлично видна в поведении младенцев, когда он сыт, то главное что ему нужно это присутствие рядом мамы, которая обеспечивает безопасность ребёнка.

  • Любовь и принадлежность к группе  (третий уровень пирамиды)

На этом уровне появляются социальные потребности человека. Выражаются эти потребности в необходимости круга знакомых, друзей, семьи и принадлежности к какой-либо группе. Человек нуждается в проявлении любви и получении её по отношению к себе от других. В социальной среде человек чувствует свою полезность и значимость, уверенность, что его поймут и примут таким, какой он есть. Этот уровень потребностей приобретает намного большее значение в авторитарных и традиционалистских обществах, где человек весьма сильно зависит от общественного устройства и вынужден жить с оглядкой не только не закон, но и на многочисленные неписаные правила.

  • Уважение и признание (четвертый уровень пирамиды)

После того как человек определил свою принадлежность к социуму и получил любовь, то проявляется потребность в уважении и стремление к признанию его талантов,  способностей, особенностей, умений. Реализация этой потребности означает для человека чувство удовлетворения собой, правильностью своего жизненного выбора, правильностью своих действий. Очевидно, что самоуважение для разных людей может быть основано на совершенно разных факторах и на выполнении разных условий. Так подростку важно, чтобы его принимали и уважали его сверстники, а человеку в пожилом возрасте важно признание его заслуг и достижений.

  • Потребности в познании (пятый уровень)

Здесь человек осуществляет потребность в получении новых знаний, путешествиях, повышении квалификации, стремится к творчеству и самовыражению

  • Потребности в красоте и гармонии (шестой уровень пирамиды)

Дойдя до этого уровня человек стремится к гармонии и радости через искусство и красоту. Возникает потребность в изучении культуры других стран, походах в музеи и театры

  • Самоактуализация    (седьмой уровень пирамиды)

На этом уровне находятся духовные потребности человека, поиск смысла жизни, часто происходит переосмысление ценностей, могут начать формироваться новые взгляды и убеждения. Стремление к самоактуализации может быть признаком только зрелой и состоявшейся личности, которая обладает необходимой решимостью и осознанием действительной ценности этой высшей потребности.

Маслоу, в рамках своей теории, сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:

  • Потребности людей никогда не будут удовлетворены в полной мере.
  • Состояние частичного или полного неудовлетворения побуждают человека к действиям — искать пищу, кров, тепло.
  • Желания людей идут согласно иерархии: от простых к сложным.

Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.

Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.

Важно обратить внимание, что пока человек не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и не обеспечит себе безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.

Пример: люди в ситуации стихийного бедствия нуждаются в первую очередь в крыше над головой, тепле и еде и вряд ли будут стремиться посетить модный спектакль.

Потребности более высоких уровней характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам самого Маслоу, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.

Несмотря на популярность теории Маслоу у неё есть положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

  • позволяет найти свой уровень и понять актуальные для себя потребности и стремиться к их удовлетворению;
  • помогает выстраивать жизненные приоритеты дальновидно;
  • помогает верно определить, чем лучше всего заниматься, к чему стремиться в настоящий момент;
  • позволяет лучше понять окружающих;
  • служит основой для большинства существующих теорий мотивации.

Отрицательные стороны теории:

  • теорию невозможно доказать, т.к. нет инструментов измерения степени удовлетворения;
  • упрощенная модель не работает в частных случаях, т.к. конкретная личность всегда имеет более сложную иерархию желаний;
  • не учитывает множество факторов, например, культурные и мировоззренческие особенности, воздействие объективных внешних обстоятельств, изменение условий жизни людей со временем;
  • не объясняет феномен повторной мотивации через уже удовлетворенную потребность;
  • не раскрывается обратная зависимость между ступенями пирамиды;
  • не дает прикладных методик;
  • многие ученые считают систему приоритетов Маслоу устаревшей для нашего времени.

Известно, что сам Маслоу позже отказался от изначального варианта теории, он пересмотрел иерархия потребностей и сократил ее до двух больших групп потребностей:

  • насыщаемые или низшие дефицитные потребности;
  • ненасыщаемые или высшие бытийные потребности, продиктованные постоянным личностным ростом.

Однако даже эту пересмотренную концепцию Маслоу позиционировал как предположение. Сегодня оба варианта теории Маслоу лучше всего рассматривать в качестве философской концепции и самой базовой идеей.

Ученые продолжали работать над систематизацией потребностей человека и разработаны несколько альтернативных теорий:

  • Теория Альдерфера. В этой теории выделены следующие группы потребностей: существования (Existence), связи (Relatedness), роста (Growth). Особенность теории в отсутствии иерархии, как у Маслоу.
  • Теория МакКелланда. Выделены следующие группы потребностей: власть, успех, причастность. Низшие потребности в рамках данной теории не рассматриваются, т.к. по мнению исследователя они всегда удовлетворены в той или иной мере.
  • Теория Герцберга. Ученый исследовал удовлетворение от выполненной работы и в своей теории рассматривал только факторы, влияющие на удовлетворение сотрудника. Такие факторы делятся на две категории – мотивационные и удерживающие.
  • Теория Портера – Лоулера. Ученые работали над комплексной моделью мотивация и личность. В нее включается пять пунктов: усилия, оценка процесса, результат, награда, степень удовлетворения.
  • Мотивационная теория подкрепления. Базируется на понимании последствий любого действия или поведения, которые бывают позитивными и негативными. Если действие подкрепляется позитивными результатами, формируются установки на повторение этого действия.
  • Классификация потребностей по П.В. Симонову. Выделяются три группы потребностей – витальные, социальные, идеальные.
  • Психотехнический подход Г. Мюнстерберга. Исследования в области психологии труда и организации условий труда так, чтобы они стимулировали рабочий процесс.

Ученые могут спорить и предлагать новые теории, но в повседневной жизни для понимания собственного поведения и окружающих эта модель пирамиды Маслоу вполне применима.

-2