Был я однажды в командировке в вертолетном полку Брандис, Группа советских войск в Германии, 1984 год. На довольствие меня поставили в столовую летно-технического состава. Кормили, кстати, очень даже неплохо. Так вот, за нашим столом сидели, кроме меня, трое борттехников, проще говоря, «бортачей». Приметили, что человек я «пришлый», спросили, кто я и откуда и сразу начали «артподготовку».
- Представляешь, - начал один из них, - тут у нас в полку такое ЧП произошло, с ума сойти можно! А командиры это дело замалчивают, мол, никому ни гу-гу…
- Ты это про тот случай с экипажем М…? – включился в разговор второй борттехник. – Да, погорели мужики с этим купанием своим.
Третий, быстро оглянувшись по сторонам, вполголоса сказал:
- Ладно, ты вроде не из болтливых, тебе, так и быть, расскажем, как все дело было…
И бортачи, ахая и охая, закатывая глаза, рассказали мне прямо душераздирающую историю. Недавно вертолетный экипаж, пролетая над озером, решил маленько искупаться, жарко было в тот день. Ну, зависли над водой, разделись и в воду попрыгали. А про машину забыли, плавают себе, ныряют, радуются. А «крокодил» потихоньку топливо вырабатывает, облегчается и вверх поднимается. Командир, оператор и бортач накупались, к тому месту подплывают – а вертолет уже высоко, не допрыгнешь. Топливо выработал, и в озеро рухнул.
- Так-то вот, - нравоучительно поднял палец вверх один из рассказчиков. – Преступная халатность экипажа привела к, прямо скажем, непоправимым последствиям…
Я посмотрел на бортачей, с трудом сдерживающих хохот. Разыгрывают, сразу понял, по принципу – авиация держится на заклепках и подъ…ках. Но виду не подал, покивал, мол, да, всякое случиться может.
И, в свою очередь, выдал:
- У нас в истребительной авиации тоже нештатные ситуации бывают, и тоже по халатности. Вот недавно у нас в полку было: летчик забыл закрыть фонарь, а техник ушами прохлопал, тоже не заметил. Ну, вырулил, взлетел и, как обычно, начал выполнять фигуры высшего пилотажа. А как пилот завернул «мертвую петлю», так на высшей ее точке выпал из кабины, он ведь и привязные ремни не надел, такой вот рассеянный. Летит вниз, а самолет фигуру завершил и на низшей точке его в кабину и поймал. Летчик быстро крутанулся, уселся поудобнее и посадил самолет. Много шума по этому случаю было, комиссия из Москвы приезжала…
Собеседники мои поняли, что попытка приколоться не удалась, мы немного поржали вместе и разошлись, довольные друг другом.
Рисунок художника Валерия Медведева.