Найти тему
Светлана Ахмедова

Араб – житель земли после потопа.

Удивительно, но нет точной информации, почему семитский народ, именуемый арабами, так себя назвал. Название есть, а что оно означает – тайна.

Остается только листать старинные словари на предмет поиска связанных по смыслу и звучанию слов. Мне, конечно, интересно начать искать в русском языке, так как он невероятно богат на скрытые смыслы тех или иных названий предметов. Слово, обыкновенно, очень четко отражает функционал или назначение предмета, родовое происхождение и отличительные особенности.

Так я наткнулась в русском словотолковнике Макарова на слова «арава», «арба», «араба».

На Рязанщине и других регионах Российской империи, в общем-то, как и сейчас, "арава" означало толпу, множество людей.

«Неждано, не гадано, целая арава нахлынула (приехало множество гостей)!»
«Идут целою аравою» (идет множество)».

А вот у турок, татар и армян «араба», или «арава», означает «воз».

В России тоже означает повозку - «арба». Этакая двухколесная телега с очень большими колесами, одноколка, приспособленная для движения по степям.

«Через степь ехал я верьхом, а пожитки мои везли на арбе».

Словарь Академии Российской. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1789-1794. - 4°. Ч. 1. От А до Г. - 1789.
Словарь Академии Российской. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1789-1794. - 4°. Ч. 1. От А до Г. - 1789.

В одной Рязанской рукописи (Сергеева) видно, что какой-то Рязанский князь:

«повеле стороже быть на воротех (Шатских) от Татар а на Оце к Москаликам запасливо с арбами».

Думаю, арба, как хозяйственный предмет, и арава, как, например, многолюдные рынки (тоже толпа не малая), пришло в русский язык вместе с арабами и знакомством с их культурой. Могли и турки просветить во время Русско-турецкой или Русско-византийской, когда Олег прибил свой щит на константинопольские ворота. Кстати, именно турки называют араба - араП.

И, судя по всему, все вышесказанное не может раскрыть тайну происхождения слова "араб" с русского языка.

На Рязанщине еще говаривали:

«То ли забава, что в память арава, бабушкам то ли на память: под солнцем живали, на Мурина [негр, мавр] сматривали, краснеть не умели, а только чернели!...» Старина глубокая!...
Опыт русского простонародного словотолковника: О-ву истории и древностей рос. при Моск. ун-те / [М. Макаров]. - [Москва, 1846].
Опыт русского простонародного словотолковника: О-ву истории и древностей рос. при Моск. ун-те / [М. Макаров]. - [Москва, 1846].

Да, на таком солнцепеке, как в Аравийской пустыне, местный бедуин краснеть не станет, а уж мавр и подавно.

Церковный словарь Алексеева пишет, что евреи под словом Арава подразумевали полевую равнину без гор и лесов, в южной стороне Хананеи (полагаю, речь о Ханаане - современная территория Сирии, Ливана, Израиля и Иордании).

Церковный словарь, или Истолкование речений славенских древних, також иноязычных без перевода положенных в Священном Писании и других церковных книгах. Ч. 1: От А до К / сочиненный Московскаго Архангельскаго собора протопресвитером и Императорской Российской академии членом Петром Алексеевым. - Санкт-Петербург: При Императорской Академии наук, 1794.
Церковный словарь, или Истолкование речений славенских древних, також иноязычных без перевода положенных в Священном Писании и других церковных книгах. Ч. 1: От А до К / сочиненный Московскаго Архангельскаго собора протопресвитером и Императорской Российской академии членом Петром Алексеевым. - Санкт-Петербург: При Императорской Академии наук, 1794.

Житель Аравии называется по разному: арап, араб, аравит, аравитянин.

Церковный словарь, или Истолкование славенских, такъже маловразумительных древних и иноязычных речений, положенных без перевода в Священном писании, и содержащихся в других церковных и духовных книгах. Ч. 1. А - Д / сочинённый ... Петром Алексеевым. - 3-е изд. - Санкт-Петербург, 1817.
Церковный словарь, или Истолкование славенских, такъже маловразумительных древних и иноязычных речений, положенных без перевода в Священном писании, и содержащихся в других церковных и духовных книгах. Ч. 1. А - Д / сочинённый ... Петром Алексеевым. - 3-е изд. - Санкт-Петербург, 1817.

За всю свою историю арабы были язычниками, христианами и, мусульманами, но не перестали вести кочевой образ жизни. Это, так называемые, бедуины. Располагаясь у источника воды, они живут в своем временном лагере, пока источник не иссякнет, а затем, меняют место.

Аравитянин - (полу)островитянин среди пустынь, вечный скиталец на верблюдах.

Европейцы Аравию делили на три части: Счастливую, Пустынную и Горную (наиболее непригодную).

Так почему же аравит (бедуин) вынужден скитаться, а не осядет на имеющихся равнинных, плодородных счастливых землях, как многие соотечественники?

Вероятно, генетическая память о несчастливом прошлом не отпускает их, призывая идти куда глаза глядят, в бесконечных поисках дома.

Начать поиски дома, той самой земли обетованной можно было в случае потопа, о котором много сказано в религиозных текстах. Иначе откуда здесь так много песка? Этот песок совершенно не годится для строительства, так как сильно округлый, словно длительное время его точили морские воды.

Любопытно звучит по-венгерски слово ПотопÁrvíz, где víz – вода; Ár – течение, поток.

Греки же арабов называют - Άραβας (áravas).

Árvíz - áravas

И вот тут, можно предположить, что венгерский и греческий языки, таки сохранили определение слова Аравия – это суша, на которую обрушился водный поток, цунами, оставивший после себя груды песка.

Атлас административного деления Османской империи на арабском и турецком языках. Использовался во времена правления ‘младотурок’, когда они привели империю к Первой мировой войне. Джазират аль Араб. Мемалик-и-Махрус-йи Шаханье махсус: Атлас Мукеммеля ве муфассала = Специальный имперский полный и подробный атлас охраняемых стран. 1909 год. https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/detail/RUMSEY~8~1~311612~90081050:Jazirat-al-Arab?sort=Pub_List_No_InitialSort%2CPub_Date%2CPub_List_No%2CSeries_No
Атлас административного деления Османской империи на арабском и турецком языках. Использовался во времена правления ‘младотурок’, когда они привели империю к Первой мировой войне. Джазират аль Араб. Мемалик-и-Махрус-йи Шаханье махсус: Атлас Мукеммеля ве муфассала = Специальный имперский полный и подробный атлас охраняемых стран. 1909 год. https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/detail/RUMSEY~8~1~311612~90081050:Jazirat-al-Arab?sort=Pub_List_No_InitialSort%2CPub_Date%2CPub_List_No%2CSeries_No

Европа це Украина. Две окраины.

Значение слова Азия по Новому Завету.

Ловля белуги на Каме. Рассказ очевидцев 1899 года (Елабужский уезд).