Найти тему
Страницы Земли

"Звиздящие в терновнике" 6. Юм, Блаватская, Палладино, князь Ольденбургский и агония спиритизма.

Бодрого и доброго времени суток всем моим читателям, подписчикам и друзьям. Начиная эту тему, мы заранее должны выразить признательность тем магам, ясновидящим, спиритам, целителям, медиумам и экстрасенсам, которые будут упомянуты мною.

Конечно, на пьедестале известного монумента им трудно претендовать на место рядом с Иваном Петровичем Павловым и его собакой. Для понимания принципов работы Центральной нервной системы собаки, конечно, сделали больше, чем спириты.

Но именно предоставленный спиритами живой исследовательский материал (в виде их самих) позволяет отделить реальные загадки сложнонервой деятельности от загадок надуманных. И либо принять, либо исключить вопрос о влиянии на ЦНС неких сверхъестественных факторов. И это явление не детище XIX или XX веков. От времен самых древних Шумер до сегодняшнего дня мы имеем множество свидетельств о разнообразных "чудесах".

Практически все они вполне укладываются в современное понятие "паранормальные способности и явления". Это "пророчества", "вещие сны" и их "толкования", целительство и "результативное" исцеление, видения, левитации, воскрешения, "транспортации", "экзорцизм", беседы с духами at cetera. Все это - потомки (в том или ином колене) традиционной магии. Так же как с раввином I века н.э. Иисусом Иосифовичем Христом, который демонстрировал не слишком оригинальные, но вполне кондиционные примеры различной магии. Так же можно характеризовать принципы работы Зевса, Адониса, Митры, Перуна или Вицлипуцли.

Упоминания о магах есть не только в "священной" религиозной литературе, которая всеми методами, иногда кровавыми, борется с "конкурентами". Ведь молитвы к Богу и заклинания Чародея - ничем друг от друга особенно не отличаются, разве что объектом своего обращения. Об этом еще в 1910 году писал М.А. Орлов в своей книге "История сношения человека с дьяволом". Обе версии своего обращения к потусторонним силам - одинаково бесполезны. А иногда и вредны.

Однако, их притязания не редко касаются некой научности и постоянно требуют "критического взгляда". Требуют, значит требуют. Дадим им того, что они "требуют"!

"Ранние эксперименты походили скорее на салонные игры, чем на серьезные научные исследования." (Ч.Хэнзел 1970)

В конце XIX века были известные люди, которые не только критиковали спиритизм, но и восхищались им. Как например Бутлеров и Аксаков. Однако были и те, кто объявил настоящую войну Магам. Например, Илья Фаддеевич Цион (учитель И.П. Павлова). Он создал комиссию из приверженцев и противников спиритизма, чтобы не нарушать непредвзятости. Все имеют право узнать результат эксперимента. В комиссию входили Бутлеров, Аксаков, Овсянников, Петрушевский. Эксперимент проходил в Университете Санкт-Петербурга в 1871 году, а испытуемым был знаменитая в те времена спиритическая звезда первой величины Дэн-Дуглас Юм. Журналистов, музыкантов, королей, писателей, ученых, дипломатов и дам завораживала легкость и убедительность его взаимоотношений с духами. Его сеансы выглядели шокирующими и крайне убедительно. Они не оставляли у зрителя сомнений в том, что перед ними проходил реальный контакт с призраками, что сама "душа" становится очевидностью.

Дэн-Дуглас Юм
Дэн-Дуглас Юм

Однако, все разрушил один единственный вопрос, который зада Юму Илья Фаддеевич: "Является ли существенным фактором конструкция стола?"

Юм дал однозначный и твердый ответ: "Это не имеет вообще никакого значения!" Цион снял сукно со стола. Юм опешил. Деревянная глухая столешница (традиционный атрибут для спиритических сеансов) была заменена на стеклянную. Полностью прозрачную. Пространство под столом было ярко освещено. Ноги всех участников эксперимента были хорошо видны.

Юм очень старался. Старался и нервничал. Духи напрочь молчали и почему-то не совершали загадочных прикосновений к ногам и щекам экспериментаторов. Юм сверкал очками, сосредотачивался, очень выразительно молчал, но добился лишь учащение собственного пульса и обильного потовыделения на лбу. На что обратили внимание члены комиссии. Илья Фаддеевич создал на своем лице выражение безмерного сочувствия.

Вскоре Юм попытался убедить присутствующих, что где-то в столе раздаются слабые звуки. Комиссия не согласилась с этим. По её мнению, стол безмолвствовал. Это был сокрушительный провал Юма и блистательная победа эксперимента.

Однако Юм все-таки имел некую способность. Способность быть блистательным педагогом. В Стамбульском цирке он откопал фокусницу, которая обладала невероятно гипнотическими глазами. Её артистизм и зацепил Юма. И он начал переделывать артистку цирка в профессионального шарлатана спирита - ею была Елена Петровна Блаватская.

Елена Блаватская
Елена Блаватская

Но. как это часто бывает, Блаватская превзошла своего учителя. И одним спиритизмом она не ограничивалась. Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которых она именовала «хранителями сокровенных знаний», и начала проповедовать авторскую версию теософии. В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала Теософское общество, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины, которая, по мнению Блаватской и её приверженцев, поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе. Одной из главных целей общества было заявлено «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания». Позднее штаб-квартира общества переместилась в Индию, в город Адьяр, около Мадраса; с 1895 года общество называется Теософское общество Адьяр.

Основная деятельность Блаватской проходила в США, Англии, Франции и Индии, где она открыла многочисленные филиалы.

Блаватская терпеть не могла какую-либо конкуренцию. Она перекупала адвокатов и нотариусов оппонентов-медиумов, всячески выискивала провокационный материал и публиковала его в СМИ, руша карьеру другим спиритам. Защищала тетка свой бизнес всеми доступными средствами.

Они крадут деньги Общества, беспробудно пьянствуют, а теперь я поймала их на самом бессовестном обмане, когда они показывают поддельные явления членам нашего Общества, которые пришли, чтобы изучать оккультные феномены. У меня были весьма неприятные сцены с несколькими людьми, возложившими ответственность за всё это на меня одну. Поэтому пришлось их выдворить… Societe Spirite не просуществовало и двух недель — оно лежит в руинах — величественных, но вместе с тем поучительных, как и гробницы фараонов… Комедия смешалась с драмой, когда меня чуть не застрелил один сумасшедший — грек, который присутствовал на тех двух публичных сеансах, что мы успели дать, и, похоже, сделался одержим каким-то порочным духом.

Когда пошла "облава" на спиритов, когда один за другим слава спиритов обрушивалась под молотом ученых, Блаватская еще держала свою марку. Но когда обрушилась слава Евзапии Палладино (еще одного матерого "спиритуалиста") - Блаватская "переобулась"! Она объявила себя пророчицей. Спиритические сенсы прекратились.

Евзапия Палладино
Евзапия Палладино

А произошло это вот как. Профессор Мурстенбург распорядился разместить под столом, за которым проходил контрольный сеанс, своего ассистента. Разумеется, последний вполз туда незаметно, когда участники уже расселись, когда был выключен свет и расставлены предметы, перемещать которые надлежало вызванным Евзапией духам.

Мы держали Евзапию за запястья, мы ощущали обе её ступни, и все же стол, находившийся позади неё, двинулся. Мы почувствовали, что он поднимается вверх. Но тут раздался оглушительный вопль. Такого крика я еще не слышал даже в трагических сценах Сары Бернар. Евзапия кричала так, будто бы ее кололи ножом. Что же произошло? Она не ожидала, что на полу лежит мой ассистент, внимательно наблюдавший за её ногами. Он увидел, что Палладино ловко освободила ногу из туфли, каким-то немыслимым движением протянула её назад и стала шарить ею сзади себя. Тогда он схватил её за пятку, и она страшно закричала, сообразив, что попалась" - из дневника Мурстенбурга.

В жизни Ивану Петровичу Павлову тоже пришлось разоблачить одного спиритуалиста. Им оказался приближенный к императорской семье Романовых (Николай II был известен своим увлечением спиритическими сеансами и прочими оккультными безделушками) князь Ольденбургский. Будучи убежденным спиритуалистом, князь сделал вызов знаменитому скептику Павлову. За что поплатился.

князь Ольденбургский
князь Ольденбургский

Павлов не собирался никого разоблачать, но вызов принял. Разоблачение прошло еще проще чем у Циона или Мурстенбурга. Иван Петрович обеспечил полный физический контроль за всеми движениями Мага.

Эта история получила известность, но следствием её было лишь объявление (теперь уже Павлова) "безнадежным и примитивным материалистом, само присутсвие которого, послужило духовным противодействием открытию врат тайного мира".

Павлов, в ответ на реплику о "духовном противодействии", посмеиваясь, показывал манжеты, которые ему порвал медиум, пытавшийся в темноте выкрутить запястья из цепких рук Ивана Петровича. Дело закрыто.