У меня бы никогда не возникло мысли сравнивать этих двух художников. Очень разных.
Да, они жили в одно время. Да, они оба были яркими представителями символизма, одного из крупнейших течений в искусстве, достигшего наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков.
Но сравнивать Редона и Моро... Нет, я бы не стала.
А вот Джулиан Барнс в своей книге «Портрет мужчины в красном» поставил этих художников рядом.
«Прекрасная эпоха засвидетельствовала грандиозный расцвет французского искусства. Через год после психологической травмы 1870–1871 годов Моне создал свое «Впечатление. Восходящее солнце». В самом конце той эпохи, в 1914 году, Брак и Пикассо заложили основы и создали чистейшие образцы кубизма. В промежутке: Мане, Писсарро, Сезанн, Ренуар, Моро, Редон, Лотрек, Сёра, Матисс, Вюйяр, Боннар и – величайший из этой когорты – Дега. Иначе говоря: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, фовизм, кубизм»
«Творчество Моро обращено назад, к истории, к мифам, к священным книгам и производит впечатление литературности, величия, полета – оно «отчаянное и эрудированное», говоря словами Гюисманса. Но вместе с тем оно инертно; это первое нарекание в адрес Моро справедливо по сей день».
«Творчество Редона, леденящее душу, плывущее без руля и без ветрил, исходит от нашего растревоженного подсознания и направляется им же».
«Если Гюстава Моро вдохновляет ужас, исходящий извне, от жреца, от тетрарха, от захватчика, то Одилона Редона вдохновляет ужас, живущий внутри нас самих, и веку нынешнему еще предстоит научиться извлекать его на поверхность».
«Поставьте рядом Моро и Одилона Редона, как делали современники, и вы увидите, что сейчас, по прошествии столетия с лишним, Одилон говорит с нами более убедительно и прямо».
«Редон и Моро разговаривали со своим временем посредством принципиально разных метафор, и наступивший век предпочел Редона».
Вот такой вопрос и встал передо мной: кто же из них более современен?