Найти тему
Картины рассказывают...

Два художника. Моро и Редон

У меня бы никогда не возникло мысли сравнивать этих двух художников. Очень разных.

Да, они жили в одно время. Да, они оба были яркими представителями символизма, одного из крупнейших течений в искусстве, достигшего наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков.

Но сравнивать Редона и Моро... Нет, я бы не стала.

Гюстав Моро. Эдип и Сфинкс, 1864
Гюстав Моро. Эдип и Сфинкс, 1864
Одилон Редон. Красный Сфинкс, 1912
Одилон Редон. Красный Сфинкс, 1912

А вот Джулиан Барнс в своей книге «Портрет мужчины в красном» поставил этих художников рядом.

«Прекрасная эпоха засвидетельствовала грандиозный расцвет французского искусства. Через год после психологической травмы 1870–1871 годов Моне создал свое «Впечатление. Восходящее солнце». В самом конце той эпохи, в 1914 году, Брак и Пикассо заложили основы и создали чистейшие образцы кубизма. В промежутке: Мане, Писсарро, Сезанн, Ренуар, Моро, Редон, Лотрек, Сёра, Матисс, Вюйяр, Боннар и – величайший из этой когорты – Дега. Иначе говоря: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, фовизм, кубизм»

Одилон Редон. Саломея, 1893
Одилон Редон. Саломея, 1893
Гюстав Моро. Саломея, 1876
Гюстав Моро. Саломея, 1876

«Творчество Моро обращено назад, к истории, к мифам, к священным книгам и производит впечатление литературности, величия, полета – оно «отчаянное и эрудированное», говоря словами Гюисманса. Но вместе с тем оно инертно; это первое нарекание в адрес Моро справедливо по сей день».

Гюстав Моро. Гесиод и Муза, 1891
Гюстав Моро. Гесиод и Муза, 1891

«Творчество Редона, леденящее душу, плывущее без руля и без ветрил, исходит от нашего растревоженного подсознания и направляется им же».

Одилон Редон. Муза на Пегасе, ок. 1908
Одилон Редон. Муза на Пегасе, ок. 1908

«Если Гюстава Моро вдохновляет ужас, исходящий извне, от жреца, от тетрарха, от захватчика, то Одилона Редона вдохновляет ужас, живущий внутри нас самих, и веку нынешнему еще предстоит научиться извлекать его на поверхность».

Гюстав Моро. Нереида, ок. 1880
Гюстав Моро. Нереида, ок. 1880
Одилон Редон. Циклоп, 1914
Одилон Редон. Циклоп, 1914

«Поставьте рядом Моро и Одилона Редона, как делали современники, и вы увидите, что сейчас, по прошествии столетия с лишним, Одилон говорит с нами более убедительно и прямо».

Гюстав Моро. Фаэтон, 1878
Гюстав Моро. Фаэтон, 1878
Одилон Редон. Фаэтон,
Одилон Редон. Фаэтон,

«Редон и Моро разговаривали со своим временем посредством принципиально разных метафор, и наступивший век предпочел Редона».

Вот такой вопрос и встал передо мной: кто же из них более современен?