Найти тему
Биограф

Закон Грешама на примере Медного бунта 1662 года

Экономический закон Грешама гласит: «Плохие деньги вытесняют хорошие деньги». Позднее Роберт Манделл, лауреат Нобелевской премии в области экономики, добавил к формулировке следующую фразу: «… если они имеют одинаковую цену». «Плохими» считаются такие деньги, которые относительно прежних содержат меньше ценного металла, старые, испорченные и т.д

Закон сформулирован в 1560 году английским придворным финансистом Елизаветы I Томасом Грешамом, хотя приблизительные формулировки и описания можно обнаружить ранее в трудах Аристофана, Николя Орема, Ибн Таймии, Николая Коперника.

Неудавшаяся денежная реформа царя Алексея Михайловича, вылившаяся в Медный бунт 1662 года, прекрасно подходит для иллюстрации действия закона.

С момента введения серебряной копейки при Елене Глинской на Руси фактически отсутствовала крупная денежная единица, а на только что присоединенной территории Левобережной Украины в обращении находились талеры – иностранные монеты из серебра. Государству просто необходимо было введение единой денежной единицы для облегчения торговых операции и финансирования войск. Русское государство вело войну с Речью Посполитой (1654-1667 г.г) и Швецией (1656 – 1658 г.г), и закупка слитков для самостоятельного изготовления монет обходилась недешево.

Положение не спасал и введенный налог - «пятая деньга» - в соответствии с которым удерживалось 20% от дохода.

Из одного талера, равного 5о копейкам, путем переплавки получали новые монеты на общую стоимость 64 копейки. Выпуск собственных денег – дело дорогостоящее и сложное, особенно при отсутствии технологий и специальной техники, поэтому на талеры начали наносить клеймо в виде всадника с копьем, над которым указывался 1655 год.(некоторые считают, что это не год, а обозначение пробы 16SS – 16 Sterling Silver ).

Для того, чтобы закрыть брешь в опустошенной войной казне, подобных махинаций оказалось недостаточно.

И в 1556 году находчивое правительство пустило в оборот полностью медные монеты, приравняв их стоимость к серебряным.

При этом налоги взимались серебром, а жалованье выплачивали медью.

Тут – то закон Грешама начал действовать с полной мощностью: люди оставляли на руках полновесную монету, накапливали, пепеплавляли, делали клады, расплачиваясь на рынках и ярмарках обесцененными медными деньгами, что постепенно привело к исчезновению из оборота «хороших» монет из драгоценного металла.

По некоторым сведениям, медяков было выпущено на общую сумму 20 млн рублей, и они легко подделывались фальшивомонетчиками, несмотря на суровые наказания.

Спустя 5 лет после начала реформы за один серебряный рубль давали 12 медных, а в Москве – 15.

Крестьяне отказывались продавать товары за потерявшие цену деньги, стало трудно купить даже жизненно необходимую продукцию, поэтому многие умирали голодной смертью.

В июле 1662 года по столице начали распространяться прокламации, в которых все лица, ответственные за чеканку медяков, обвинялись в воровстве и сговоре. Начался бунт. На улицы высыпали низшие сословия: крестьяне и ремесленники. Толпа разделилась: одни отправилась громить дома бояр, которых обвиняли во всех несчастьях, другие – в подмосковное село Коломенское, где в это время находился царь.

Алексей Михайлович, сохранив самообладание, спокойно выслушал бунтовщиков, обещал во всем разобраться. Как только народ начал расходиться, охрана немедленно вывела царя из возбужденной толпы.

Однако договориться не получилось: из Москвы подоспели еще бунтовщики. Но теперь государь наблюдал за происходящим с высокого крыльца, дожидаясь подхода войск. По его приказу стрельцы начали рубить мятежников.

Несколько тысяч человек было убито, часть казнена или сослана.

Вскоре по царскому указу выпуск медных денег был прекращен, медяки выкупались государством у населения по курсу одна серебряная монета к ста медным.