Дни летят очень быстро. Особенно сейчас, зимой. У нас точно зима. Ниже 30 градусов местами. Плюс режим "черного неба" несколько дней. Это когда загазованность и запылённость воздуха при отсутствии ветра не дают пробиться солнечным лучам. Рекомендуется меньше гулять, не открывать окна, на улице спортом не заниматься и ещё ряд ограничений. Но работу никто не отменял.
Мои подопечные старики молчали больше недели. Не звонили с просьбой приехать. Многие советуют установить четкий график для их посещения. Это не всегда работает. Обслуживание пожилых людей - не совсем простой процесс. Старики сами должны понять и определиться, какая помощь им необходима и в какой мере. Дементные, парализованные и лежачие - уже другая категория людей. Они решать не могут. Это делают за них родственники или специалисты.
Мои - семейная пара восьмидесятилетних. Он - довольно крупный малоподвижный с больными ногами. Она - сухонькая, слабая из-за перенесенной недавно известной болезни. Говорит, что после неё памяти не стало совсем. Давление " стабильно" не падает ниже 190. Ясно, какое может быть состояние. Звонят, когда сил не хватает . Обед приготовить, раны мужу обработать, руки-ноги обоим в порядок привести, по хозяйству помочь. Получается пару дней в неделю часа по три. Всё же пытаются обходиться без посторонней помощи. Хотя дочь настаивает приглашать чаще.
Я очень давно общаюсь с пожилыми людьми. С того момента, когда после инсульта слегла моя мама в 2009 году. Все эти годы я фактически нахожусь среди них. Обращаются подруги мамы. Мои знакомые советуются для помощи своим родителям. Пожилые соседи просят оказать какую -то услугу. Наверное, миссия моя такая.
Летом работала на базе отдыха в Горном Алтае. Пошла в магазин за какой-то мелочью и на бабушку наткнулась. Явно, меня ждала с большой неподъемной сумкой на колесиках и тростью в руках. Потому что только увидела , заулыбалась: " Доча, ты мне сумочку помоги сдвинуть. Что-то тяжеловато получилось". Тяжеловато - килограммов 15 минимум. Как вошло столько продуктов, ума не приложу.
У бабуси распухшие от артрита суставы. Пальцы - кривые сардельки. Не знаю, как можно ими управляться по хозяйству. Я физически крепкая тетка и то еле дотянула сумку до её домишки на берегу Катуни.
Рассказывала по дороге: "Сын редко бывает, продукты кончились. Посидела день-два голодом, пошла закупаться. Ноги еле идут - батожок взяла. Надеялась вернуться с божьей помощью."
Меня, видимо, и послали помочь.) Я не против. Уважение к старости у нас от маминого воспитания. Своим детям передала. Они не отворачиваются от стариков. Тоже помогают при случае.
Опять же, многие бабуси на жизнь не жалуются. Говорят, всё есть. Пенсию дают, крыша над головой. Дети сами себе живут, помогают во всём.
Чего бы им хотелось? Чтобы при своем уме оставаться до последнего дня. Чтобы не случилось в глазах чёрного поля слепоты. Чтобы не пришлось долго лежать беспомощной. Чтобы обузой для родных не стать. Такую старость не дай бог никому!
Я от своих подопечных уже и не ждала звонка. Думала, в больницу поди увезли. Видела в прошлый раз, что бабуся никакая. От стены к стене ее мотало. Пока я на кухне управлялась, она жаловалась на свое здоровье. Очень любят бабушки про болячки рассказывать. Кто врачей хает. Кто соседей обсуждает да работников ЖЭКа неприличными словами кроет. Но политику государства не критикуют. Ценят заботу, припоминая прошлые времена.
Всю эту неделю моя бабуся была расстроена своим состоянием. "В окно, - говорит, - смотрю: небо серое. Солнца не видать. И в душе у меня темно. Не такой страшной я старость представляла. Сама еле ползаю. Муж совсем не встаёт. Ночами не спим. Говорить неохота, есть- пить аппетита нет. Безнадёга полная. Не хочется детей дёргать всё время - у них своя жизнь. У меня мысли черные в голове были. Да этаж низко. Под окнами земля мягкая. Потом подумала про мужа: кто за ним - то ухаживать будет? Это остановило. Доковыляю до кухни. Встану и думаю: зачем шла? Муж боли страшные терпит. Нервы у него не выдерживают. Я с ним как с малым дитём разговариваю. Слёз нет. Потому что плакать нет толка. Разве это жизнь? Скорую вызывали: давление 220. Уколы назначили. Мне плохо и муж страдает. Не хотелось никого видеть и слышать. Но его кормить надо. Пришлось вам позвонить."
Такой примерно был разговор, когда я была у стариков сегодня. Жена сидела со мной на кухне, укутавшись в теплый халат. Муж лежал в комнате и стонал во сне.
Я подумала: какая штука непонятная - судьба человеческая. Как знать кому сколько отведено? Кто-то отработает до пенсии и радуется: теперь для себя пожить можно. Нет, хватит - решают там, наверху. Другие перешагивают восьмидесятилетний рубеж. Мало кто, конечно, в этом возрасте бодрячком держится. У моих специально второй холодильник включен. Чтобы горы лекарств в нем держать. Задумаешься здесь: надо ли мечтать о долгих годах жизни?
К обеду выглянуло, наконец, солнце. Очень яркое и лучистое. Прямо по Пушкину: "Мороз и солнце..." Я стояла на остановке, смотрела по сторонам и рассуждала: может не стоит заглядывать вперёд? Что будет, то будет. Так- то мне на жизнь жаловаться грех. И детям своим нужна. Постараемся жить дальше.
Всем светлого будущего.
Пишите мне, будем общаться.)