Найти тему
kin0guru

"Большая жизнь" (СССР, 1939): Кино и песни

Что не говори, а этот фильм на распространённую в 1930-40-е шахтёрскую тематику хорошо смотрится и спустя 80 лет. В отличие от снятых тем же режиссёром в 1950 году "Донецких шахтёров", где ни сюжета толкового, ни актёрских работ интересных (кроме как у Василия Меркурьева), ни песен, ушедших в народ. А вот в "Большой жизни" (1939) всё почти с точностью до наоборот.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Даже типичный для того времени "заскок" с разоблачением вредителей в киноповествование искусно вплетён, а не кажется дежурным как в литературном первоисточнике - романе Павла Нилина "Человек идёт в гору" (впервые опубликованном в 4-х номерах журнала "Новый мир" за 1936 год и после войны не издававшемся). Было б неплохо и в целом сравнить это произведение с мало похожей экранизацией по сценарию того же автора (как-нибудь потом), а пока замечу лишь, что литературный председатель шахткома Усынин на порядок безобиднее гадкого киновоплощения: в книге он мелкий и безропотный чинуша, в конце концов лишившийся поста. Зато созданный образ шутника и пройдохи Вани Курского будто изначально был предназначен для Петра Алейникова.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

А сейчас я хотел бы обратить ваше внимание на отдельные музыкальные моменты, что способны многое сказать о своей эпохе.

Самая популярная песня из тех, что специально сочинили для данного фильма - это конечно "Спят туманы тёмные" (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина), ставшая по сути народной (в отличие от стандартных маршей вроде "Стахановского племени"). Самое же занимательное - это то, что по сюжету её исполняет оказавшийся в итоге вредителем Макар Ляготин и мало того: она как бы служит примером "подлинно народного искусства"

в противовес "мещанским" романсам, которые часто тогда поносили с высоких трибун и в печати.

Один из них - "Белая ночь" - в исполнении суперзвезды тех лет Изабеллы Юрьевой как раз звучит с патефона в первом же эпизоде, где к герою Марка Бернеса заглянул тот самый демагог Усынин и обозвал сей репертуар "цыганщиной", "разложением" и "чуждыми мотивами". Я конечно и сам нелюбитель такой манеры пения, но это к делу не относится.

"Та самая" патефонная пластинка 1939 года
"Та самая" патефонная пластинка 1939 года

Налицо, если не идеологическая диверсия со стороны режиссёра Леонида Лукова, то хотя бы попытка защитить любимую музыку от оговоров. Правда, основный аргумент заключался в том, что с виду "правильные" песни да ещё и под гармонь может вполне спевать и скрытый враг.

Между прочим, точно такое же провопоставление в духе Усынина (но уже как авторская позиция) ранее было продемонстрировано в мультфильме "Любимец публики" 1937 года, где гастролирующий гусь-халтурщик выступал с "кукарачами" и романсами, но зритель в итоге предпочёл "народного" медведя и опять же с гармошкой. Так может быть "Большая жизнь" - ответ именно этому мультику?

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

(с) Albert Magnus специально для kin0guru

Если понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии.